Запрет на «серый» экспорт нефтепродуктов, который готовит Минэнерго, цену бензина в России не опустит, зато повысит качество топлива в стране. Об этом aif.ru заявил директор института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Эффект загадочного демпфера
Ранее стало известно, что Минэнерго готовится запретить экспортные поставки нефтепродуктов всем игрокам рынка, кроме непосредственно нефтеперерабатывающих заводов. По словам первого замглавы Минэнерго Павла Сорокина, если ориентироваться на экспортную альтернативу, то внутренние биржевые цены на нефтепродукты должны быть на уровне 90 тыс. рублей за тонну, а не 65 тыс. рублей, как это происходит сейчас. По его словам, этой разницей пользуются мелкие трейдеры, нефтебазы и другие, по его мнению, недобросовестные игроки. Они закупают топливо по внутренним ценам и реализуют его за рубеж. Такой экспорт Сорокин называет «серым». Его запрет сможет увеличить предложение на внутреннем рынке и обуздать рост цен, полагает чиновник.
«Цены на АЗС защищены от скачков цен на оптовом рынке топлива механизмом обратного демпфера, — сказал Широв. — Поэтому для потребителей эти действия правительства вряд ли будут заметны. Зато будут пресечены различные схемы, позволявшие торговать топливом низкого качества в обход официальной сети продаж. Без уплаты акцизов — а это примерно треть цены бензина — и налогов. От такой меры выиграют, прежде всего, региональные дорожные фонды, куда стекаются акцизные платежи. А у водителей сократится риск нарваться на паленное топливо, — оно хоть и стоит дешевле, но может привести к поломке двигателя и дорогостоящему ремонту».
При этом никакого снижения цен на заправках ждать не стоит, уверен Широв. Наоборот, издержки производителей, которым придется отказаться от контрафактного топлива в пользу более дорогого официального несколько вырастут, а это может сказаться на стоимости всех товаров; топливные затраты — существенная часть себестоимости любого товара.
Спасти малышей
На «серый» экспорт нефтепродуктов приходится от 10% до 15% всех поставок на внешние рынки, если они будут перекрыты для независимых игроков, их место займут нефтеперерабатывающие заводы, считает эксперт аналитического центра ИнфоТЭК, доцент финансового университета при правительстве России Валерий Андрианов.
«Когда Европа ввела эмбарго на поставки российских нефтепродуктов, наши поставщики быстро нашли альтернативные ниши: Индия, Китай, другие государства, — говорит он. — Поставки пошли так активно, что доходы страны от такого экспорта только выросли. Но при этом возник дефицит на внутреннем рынке, летом это привело к значительному росту цен на бензин, хотя он все равно оставался в рамках инфляции».
Предложенное Минэнерго ограничение — своеобразный компромисс, считает Андрианов. Запретить весь экспорт нефтепродуктов — лишить бюджет серьезной части доходов. Если же ограничить его в этой небольшой части, то приток на внутренний рынок будет достаточный, чтобы стабилизировать оптовые цены, но при этом и казна никак не пострадает.
«От снижения оптовых цен выиграют в первую очередь независимые АЗС и небольшие сети, — продолжает он. — Сейчас многие из них вынуждены работать себе в убыток: оптовая цена растет, а розничная ограничена, поднять ее вслед за биржевыми котировками нельзя, это контролирует антимонопольная служба. Для крупных нефтяных компаний это не так страшно: убытки заправок они компенсируют теми же поставками на экспорт. А вот небольшие сети, прежде всего в регионах, могут разориться. В этом основной выигрыш для водителей — они смогут по-прежнему заливать топливо на привычных заправках, которым снижение биржевых цен позволит сохранить рентабельность».
Пряники для нефтяной отрасли у правительства закончились, полагает Андрианов. Теперь пришло время принимать неприятные решения. И ограничения на экспорт — одно из них.
Другие рецепты
В России нет доступной открытой статистики по положению дел в нефтеперерабатывающей отрасли, есть только данные Росстата по выпуску нефтепродуктов. Этого недостаточно, чтобы судить о разумности принятого Минэнерго решения, считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«Если правительство действительно хочет повлиять на внутренние цены на топливо, для этого есть другие способы, — говорит он. — Во-первых, можно укрепить курс рубля, это сделает экспорт менее привлекательным делом. Во-вторых, — временно отменить или снизить акцизы, как уже делали в 2018 году. И то, и другое приведет к снижению цен на внутреннем рынке».
Цены на топливо в России могут расти просто потому, что его стало требоваться больше, полагает Фролов. Из-за изменения географии поставок и логистических цепей пробег автотранспорта с товарами вырос в два-четыре раза. Следовательно, и потребность в горючем увеличилась. Соотнести же этот избыток спроса с объемом «серого» экспорта нельзя — нет данных объективной статистики, признает эксперт.