Примерное время чтения: 6 минут
1263

Без ноутбука жизнь не та. Россиянам стали доступны новые бренды

На российском рынке ноутбуков происходят кардинальные изменения. Привычные россиянам, бессменные лидеры Asus, HP, Acer, Apple и другие ушли с рынка. На смену им пришли новые, малоизвестные бренды. Корреспондент aif.ru узнал у экспертов, насколько они востребованы и что будет с ценами на ноутбуки в ближайшее время.

Нестабильный спрос

Спрос на ноутбуки снизился по всему миру, и Россия здесь не исключение, считает эксперт в цифровой технике и сервисах Сергей Вильянов. «По итогам 2022 года продажи персональных компьютеров в Европе снизились на 21%. В России был небольшой всплеск в конце 2022 года, связанный с окончанием дефицита, но в первой половине 2023 года снижение составило порядка 12%. Происходящее связано с тем, что в 2020-2021 годах, когда миллионы людей были вынуждены работать из дома, многие обновили мобильные компьютеры. Жизненный цикл ноутбука составляет не менее 4-5 лет, а часто и больше. Поэтому очередного роста продаж следует ждать не раньше 2024-2025 годов. Раньше стимулом к досрочному обновлению был рост производительности новых моделей. Но уже давно процессоры в ноутбуках существенно быстрее, чем нужно большинству пользователей, и запас производительности просто огромен», — объясняет эксперт.

Большинство российских потребителей сосредоточились сегодня на покупке более доступных и дешевых моделей. На рынке ноутбуков в России ярко выражена стагнация, считает доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. «В 2023 году проседают продажи и в штуках, и в рублях. Причём продажи, выраженные в деньгах, снижаются сильнее, поскольку на рынке доминируют относительно дешёвые китайские и российские модели», — поясняет экономист.

Однако стоит разделять потребительский спрос и спрос в сегменте b2b. По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, спрос трансформировался, рынок изменился, но этот рынок растет. «Спрос россиян не уменьшился, а увеличился. Рынок растет. Да, есть достаточно большие товарные остатки на складах и на полках, и сам рынок изменился. Но сильнее изменился и даже просел рынок b2b, речь идет о госзакупках, в том числе. За счет этого рынок перекосился. Потребительский сегмент выпятился. Это немножко другие модели, это другая средняя цена», — рассказал собеседник.

Подтверждают слова эксперта данные IT-холдинга FPlus, с января по сентябрь 2023 года в российской рознице было продано 2,2 млн ноутбуков на общую сумму 131,9 млрд рублей. О росте продаж за три квартала 2023 года говорят и в одной из крупных сетей гипермаркетов техники и электроники: 2,4 млн портативных компьютеров, отмечая рост штучных продаж примерно на 5% год к году.

Будет ли подорожание

Рынок ноутбуков, действительно, находится в состоянии передела. Невозможно точно спрогнозировать движение цен на них. По мнению аналитика Эльдара Муртазина, рост цен на ноутбуки неизбежен на российском рынке. «Средняя цена за ноутбук сегодня — уже в районе 70 тысяч руб. А до этого она была около 50 тысяч руб. Произошел рост цен, в первую очередь, из-за курса рубля. Цены и дальше будут расти. Это данность, и этого избежать нельзя», — уверен аналитик.

На цены сильно влияет курс иностранных валют, потому что ноутбуки практически полностью состоят из зарубежных комплектующих, даже отечественные марки, соглашается Сергей Вильянов, но с некоторой оговоркой. «Но я все же думаю, что цены останутся стабильными в течение полугода даже при скачках курса, потому что низкий спрос стимулирует продавцов давать скидки. Если же курс доллара еще снизится, ноутбуки подешевеют синхронно с ним», — считает эксперт.

Передел рынка

Рынок ноутбуков в России был сильно перезатоварен в начале 2023 года, рассказывает эксперт Эльдар Муртазин. «Это связано с тем, что в конце прошлого года была серьезная борьба за рыночные доли, компания MSY поставила очень большое количество ноутбуков. Они лидеры рынка сегодня по штучным продажам. Плюс новые бренды выходят. Это марки, которые до сего момента были неизвестны. За счет этого на рынке агрессивная ценовая политика некоторых компаний, борьба за рыночную долю и уход крупных игроков, которые раньше были на рынке и занимали значительную его долю (Asus, HP, например), в корпоративном b2b-сегменте, в том числе. Поэтому сегодня предложение представлено, в первую очередь, за счет китайских компаний. Во вторую очередь — за счет тайваньских компаний», — объясняет аналитик.

Китайские и тайваньские бренды уверенно заходят на российский рынок, говорит экономист Максим Чирков. «Большие доли рынка занимают китайская Haier и тайваньская MSI. Они сильно нарастили продажи. Я думаю, произойдёт некоторое восстановление рынка, связанное с увеличением ассортимента, поскольку технология параллельного импорта позволит ввозить большее количество наименований такого рода продукции. Кроме того, не исключаю, что на рынок в ближайшие полгода — год вернутся какие-то производители, которые ушли в 2022 году», — уверен эксперт.

Россия тоже может

Значительный рост спроса торговые сети фиксируют и на ноутбуки российских поставщиков, таких как Digma, Irbis, F+. По некоторым торговым маркам наблюдается увеличение продаж на 20%. По мнению экономиста Максима Чиркова, отечественные производители ноутбуков также могут претендовать на значительную долю освободившегося рынка. «Наши и китайские производители поделят освободившиеся ниши. После мы увидим попытки западных производителей вернуться на российский рынок», — подытожил собеседник.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах