Цена бензина АИ-92 девятый день подряд бьет рекорды на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже — впервые в истории тонна этого топлива стоит больше 61 тысячи рублей. Всего за день бензин подорожал на 1,26%, но цены на заправках не спешат следовать за биржевыми котировками. Если ситуация на торгах не поменяется, АЗС поднимут цены для населения, но не раньше осени, рассказали aif.ru эксперты.
Как взлет цены бензина на бирже отразится на АЗС
Хотя рекорд на бирже снова обновился, автовладельцы при посещении заправок этого не заметят, там цены растут на уровне текущей инфляции, поскольку правительство следит за ситуацией на АЗС и при необходимости вмешивается, объяснил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продаются относительно небольшие объемы топлива, а его большая часть продается по прямым договорам между отраслевыми предприятиями. Поэтому розничные цены не повторяют ни биржевые, ни оптовые. Можно сказать, что цены на бирже живут своей отдельной жизнью, и их динамика прямо не влияет на розницу», — сказал эксперт.
В конце июня вице-премьер Александр Новак провел совещание по ситуации на рынке топлива, где призвал нефтяников отдавать приоритет поставкам бензина на внутренний рынок, даже в тех случаях, когда экспорт выгоднее. Также вице-премьер поручил проработать вопрос увеличения минимального норматива продаж бензина в РФ через биржу в случае резкого роста цен.
Когда цены на топливо вырастут
Хотя прямого и немедленного влияния на розничные цены колебания на бирже не оказывают, устойчивое подорожание бензина может вынудить владельцев АЗС поднять цены, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
«Есть достаточно продолжительный временной лаг между тем, что происходит на бирже, и тем — что на заправках. На заправках рост цен сдерживается административным путем. Кроме того, те заправки, которые входят в состав крупных нефтяных компаний, могут какое-то время продавать бензин дешевле за счет доходов от экспорта», — рассказал Станислав Митрахович.
Однако на российском рынка велика доля независимых автозаправок, через которые продается около 40% всего топлива. Они покупают топливо либо на бирже, либо по договорам с нефтяными компаниями.
«Независимые АЗС вынуждены покупать по растущей цене, а продавать по рыночной, которая остается примерно на одном уровне. В целом по регионам пока цены на заправках не растут. Но долго так эти АЗС не продержатся, им либо придется поднимать цены, либо уходить с рынка», — отметил он.
Также свой вклад в возможное увеличение цен на розничном рынке топлива могут внести планы Минфина сократить с 1 сентября выплаты нефтекомпаниям по механизму демпфера, благодаря которому поддерживается стабильность на заправках, добавил Станислав Митрахович.
«Говоря простым языком, это увеличение сборов с нефтяных компаний. Баланс между ними и государством меняется в пользу бюджета, и они могут попытаться в ответ увеличить цены для населения. Так что ситуация с топливом непростая, но до осени роста скорее всего не будет. Все эти процессы сказываются на АЗС спустя скорее месяцы, чем недели», — заключил эксперт.