Примерное время чтения: 8 минут
996

Важный старт. «Роснефть» начала бурение на шельфе Охотского моря

Реализация шельфовых проектов в нефтяной отрасли — одна из приоритетных задач «Роснефти». Сегодня нефтяной гигант старается по максимуму увеличивать свои мощности и активно расширяет партнёрскую сеть. На старте бурения новой поисковой скважины присутствовал глава корпорации Игорь Сечин.

Принципиальная значимость проекта

Буровые работы начались на платформе Nanhai-9. Скважина «Ульбериканская-1» будет пробурена на одноимённой структуре лицензионного участка «Лисянский» на год ранее принятых лицензионных обязательств. Расстояние от порта Магадан до скважины составляет около 420 км. Вторая скважина проекта «Роснефти» и Statoil запланирована к бурению в течение сезона 2016 г. в периметре участка «Магадан-1» в Охотском море.

«Реализация шельфовых проектов в разведке и добыче — одна из важнейших стратегических задач компании, вклад в будущее всей нефтегазовой индустрии. «Роснефть» — единственная компания в стране, которая продолжает работу по новым проектам на шельфе, несмотря на крайне сложную внешнюю конъюнктуру, в соответствии со своими лицензионными обязательствами. Мы рады, что приступили к ключевому этапу в рамках долгосрочного сотрудничества с нашим партнёром — Statoil — бурению поисковых скважин в Охотском море», — заявил Игорь Сечин.

Полупогружная установка Nanhai-9 поставлена китайской компанией China Oilfield Services Limited (COSL), с которой в сентябре 2015 года совместное предприятие «Роснефти» и Statoil подписало договор. Установка была транспортирована через Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Японское и Охотское моря. Всего до точки бурения Nanhai-9 преодолела путь свыше 4600 морских миль. Она была специально модифицирована для участия в проекте по бурению в Охотском море: в частности, проведена комплексная подготовка для возможности эксплуатации при отрицательных температурах внешней среды, установлена ветровая защита по периметру буровой, проведён целый ряд работ для обеспечения экологически безопасных операций. 

Перспективные шельфы

В 2012 г. «Роснефть» и Statoil ASA подписали соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым предусмотрено совместное освоение участков российского шельфа, а также участие «Роснефти» в освоении участков норвежского шельфа. В рамках соглашения компаниями были созданы совместные предприятия, выполнен комплекс геологоразведочных работ, в том числе сейсморазведочные работы 2D и 3D, проведены инженерно-геологические изыскания.

Сегодня нередко можно услышать, что требуется вынужденная заморозка шельфовых проектов, что в эпоху низких нефтяных цен госкомпании откажутся от освоения шельфа и не смогут выполнять свои лицензионные обязательства.

В отличие от «Газпрома», который решил отложить разведку в Баренцевом море до 2025 года, в «Роснефти» прекрасно понимают, что замораживать проекты по освоению шельфа нецелесообразно.

В планах компании сохранение темпов реализация масштабной программы ГРР. В 2016 г., помимо бурения двух поисково-оценочных скважин на шельфе Охотского моря, планируется выполнить более 26 тысяч пог. км сейсморазведочных работ 2D; более 2 тысяч км² сейсморазведочных работ 3D; 67 000 км² аэрогеофизических исследований и ряд других работ.

К настоящему времени нефтяная компания осуществила беспрецедентный в истории объём комплексных геолого-геофизических исследований в Арктике. Было выполнено более 84 тысяч пог. км сейсморазведочных работ 2D, что превысило требование лицензионных обязательств более чем в 2 раза. Также компания выполнила свыше 18 тысяч км² сейсморазведочных работ методом 3D, что почти в 3 раза превышает лицензионные обязательства. Аэрогеофизических исследований было выполнено в объёме более 636 000 км², что в более чем 3,5 раза выше лицензионных обязательств. В результате проведённых геологоразведочных работ изучена площадь более 1 млн км² шельфа РФ.

В 2014 г. «Роснефть» успешно пробурила поисково-оценочную скважину «Университетская-1» в Карском море, открыла газонефтяное месторождение «Победа», доказав перспективы нефтегазоносности севера Карской провинции. 

«Сланцы — это ненадолго!»

Как следует из доклада, подготовленного в мае Национальным советом по нефти (National Petroleum Council) по заказу правительства США, добыча сланцев — это ненадолго, и в первую очередь энергетическим компаниям нужно делать ставку на шельф. В докладе, над которым работала группа американских экспертов во главе с председателем совета директоров ExxonMobil Рексом Тиллерсоном, шельф назван «основой обеспечения долгосрочной устойчивости мирового нефтеобеспечения», а ресурсы России на шельфе — «наиболее перспективными».

Недавние заявления Shell и Statoil о прекращении буровых работ в арктических широтах ввиду их нерентабельности эксперты трактуют в ином ключе. «Основной проблемой и ошибкой Shell и Statoil, — заявляет профессор Калифорнийского университета Джон Уайтли, — был выбор месторождения. Согласно данным американского Геологического общества, запасы нефти на российском шельфе значительно богаче, а расположение месторождений значительно удобнее, поэтому представляется крайне маловероятным, что Россия столкнётся с теми же проблемами».

Поэтому никого не должно удивлять, что после сделанных им заявлений о нерентабельности бурения в северных широтах Statoil тем не менее участвует в проекте бурения на шельфе Охотского моря.

В целом, в районах, которыми наша страна уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех запасов Арктики. Прилегающий к территории РФ континентальный шельф может стать основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн кв. км российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн, то есть почти вся его площадь, из них 4 млн кв. км — это наиболее перспективные участки. По оценкам специалистов, к 2050 г. континентальный шельф будет обеспечивать от 20% до 30% всей российской нефтедобычи. 

Стратегические задачи

С точки зрения коммерческой выгоды, нефте- и газодобыча на шельфе Арктики в любом случае принесёт значительную выгоду, если рассматривать не сиюминутную прибыль, а стратегическую. Правда, некоторые эксперты предлагают пережить период низких цен, свернуть временно дорогостоящую, нерентабельную деятельность и вернуться к ней лишь тогда, когда цены вновь поднимутся. Но здесь следует учитывать, что консервация в северных широтах обходится гораздо дороже, чем эксплуатация, а результатом зачастую является потеря законсервированного объекта. К тому же шельфовые проекты — проекты масштабные, а значит, долгосрочные. «Период низких цен, даже по самым пессимистическим прогнозам, продлится недолго. И наибольшую выгоду получит тот, кто успеет занять максимальный сегмент рынка к тому моменту, как будет восстановлено «инвестиционное равновесие», — отмечают авторы доклада «Арктика в фокусе современной геополитики», подготовленного Институтом региональных проблем. — Даже в случае пессимистического сценария, чтобы иметь преимущество в период высоких цен, осваивать Арктику нужно уже сейчас, если же верить оптимистам, работу на шельфе следует не сворачивать, а резко ускорять. Только тогда мы успеем к началу новой эпохи дорогой нефти и сможем эффективно воспользоваться преимуществами, которые она нам предоставляет».

Это, безусловно, проект полного цикла: затраты на логистику и инфраструктуру в северных широтах значительно выше, чем на бурение. Чтобы вести здесь добычу углеводородов, нужно построить более 500 судов обеспечения, не говоря уже о платформах, береговой инфраструктуре, опорных пунктах.

Однако эффект от разработки континентального шельфа не сводится только к получению прямой прибыли. Есть и другие положительные моменты. В первую очередь, конечно, речь идёт об инновациях. Тяжёлые условия, в которых ведётся добыча на шельфе, сверхсложные задачи, стоящие перед специалистами, — всё это делает шельфовые проекты драйвером научно-технической революции. Освоение континентального шельфа по масштабам и сложности задач часто сравнивают с покорением космоса. Кроме того, инновации, созданные как для космоса, так и для шельфа, служат и будут служить всему человечеству и в других областях. Развитие нефтедобычи в северных широтах способствует созданию высокотехнологичных рабочих мест, росту доходов населения и, что не менее важно, формирует условия для развития других отраслей экономики.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах