Примерное время чтения: 6 минут
492

Важнее, чем деньги. Социальную ответственность бизнеса оценили эксперты

Исследование является крупнейшим событием в сфере корпоративной благотворительности в России и ежегодно проводится газетой «Ведомости», международной консалтинговой компанией PwC и сообществом «Форум доноров».

Целью проекта является выявление лучших программ и популяризация корпоративной благотворительности в целом. В рамках исследования компании предоставляют информацию не только об объёмах финансирования благотворительности, но и о содержательной стороне программ, их миссии, аудитории и результатах.

В этом году победителями конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» стали компании «Сахалин энерджи», «Сибирская угольная энергетическая компания» («СУЭК») и АФК «Система».

На примере компании «СУЭК» попробуем разобраться в том, как устроено участие российского бизнеса в благотворительности.

Кризису вопреки

Всего в исследовании «Лидеры корпоративной благотворительности» 2016 года участвовало 60 компаний, из них свои бюджеты раскрыли 93%: максимальный результат за всё время проведения исследования.

«Исследуя результаты социальной деятельности компаний в 2015 г., эксперты прорыва не ждали: экономическая ситуация оставалась сложной, год назад многие компании сомневались, смогут ли сохранить благотворительные проекты в прежнем объёме. Поэтому главным открытием исследования „Лидеры корпоративной благотворительности — 2016“, восьмой раз проведенного „Форумом доноров“, PwC и „Ведомостями“, стало то, что, несмотря на прогнозы, корпорации в прошлом году направили на программы корпоративной социальной ответственности (КСО) в России даже больший процент от выручки, чем в 2014 г.», — отмечает Елена Дубовицкая, директор российской практики PwC по корпоративному управлению и устойчивому развитию.

Крупнейший за всю историю проекта бюджет представил «Норильский Никель»: общая сумма затрат компании на социальные проекты составила 7 млрд руб. Второй по величине бюджет (1,5 млрд руб.) заявила «Фосагро», за ними следуют АФК «Система» и «Евраза». Однако, по методике оценки благотворительности, разработанной организаторами, размер выделенного компанией бюджета всё же имеет наименьшее значение.

Залог успеха

Эффективность благотворительных программ жюри оценивает в первую очередь исходя из качественных критериев. Основной вес в итоговом результате имеет оценка содержания и качества программ.

Исследование проводится в два этапа. Сначала путём анкетирования оцениваются бюджеты участников, затем происходит оценка концепции и стратегии благотворительных программ.

Большая часть участников реализует социальные проекты сразу в нескольких сферах. Самыми популярными направлениями социальных расходов стали программы, связанные с образованием и социальной защитой.

Так, компания «СУЭК» в рамках одного из многочисленных социальных проектов «Наш новый детский сад» взяла на себя организацию обучающих семинаров для руководителей детских садов и внедрение новых образовательных и воспитательных методик. Целью программы является совершенствование современной системы дошкольного образования и улучшение качества подготовки детей к школе. «СУЭК» подчёркивает, что социальные программы и мероприятия компании помогают ей в достижении экономических целей. Компания, управляющая градообразующими предприятиями в 11 городах и посёлках, сконцентрировала свой потенциал на всестороннем развитии всех регионов присутствия и улучшение в них качества жизни.

«Все компании, попавшие в топ-10 рэнкинга, вписывают благотворительность в общую стратегию бизнеса, системно определяют приоритеты, выстраивают систему управления процессом, могут оценить эффективность и социальное воздействие своей благотворительной деятельности, а также демонстрируют открытость и высокую информационную активность», — подчёркивает Александра Болдырева, руководитель программы «Лидеры корпоративной благотворительности» в «Форуме доноров».

С государством — дружить

«Крупные благотворительные проекты нужно координировать с властями, чтобы не дублировать и не подменять государственное финансирование», — замечает президент благотворительного фонда АФК «Система» Елена Чернышкова.

Совместный проект «СУЭК» и Управления делами Президента РФ по оздоровлению детей из шахтёрских регионов в подмосковном реабилитационном центре «Поляны» успешно реализуется уже с 2009 года. На данный момент полторы тысячи детей шахтёров и ребят из социально неблагополучных семей получили медицинскую помощь в одном из лучших медицинских центров страны. В 2016 году 180 ребят из 8 регионов побывали в «Полянах». Помимо детей, компания уделяет внимание пожилым людям. Ветераны шахтёрского труда в рамках этого партнёрства получают высококвалифицированную медицинскую помощь в Центре реабилитации Управления делами Президента РФ.

Помимо поддержки социальных кампаний, государственные органы могут предоставлять и финансовую помощь. «Так, в СУЭК совместно с регионами были открыты центр зимних видов спорта в Бородине и бассейн в пос. Саган-Нур в Бурятии. Ещё один проект — „Лыжи мечты“ — софинансирует фонд президентских грантов „Перспектива“», — рассказывает заместитель гендиректора компании и президент фонда «СУЭК — регионам» Сергей Григорьев.

Сотрудничество с властью необходимо и для совершенствования правового регулирования социальной активности бизнеса, а также законодательного закрепления налоговых льгот. Совместные проекты идут на пользу репутации компании, укрепляют доверие к ней партнёров и клиентов.

Не на ветер

Одним из критериев успешности благотворительной деятельности компании является её прозрачность. Для обеспечения целевого использования средств важны не только отчёты экспертов, но и централизованное, стандартизированное управление всеми социальными проектами.

«Сегодня практически все социальные и благотворительные программы в компании межрегиональные: они адаптируются под конкретный регион, город или даже посёлок. Такая система позволяет лучше контролировать работу фонда, — считает Григорьев. — По каждому проекту есть чётко расписанные инструкции: какие нужно ставить цели, что для этого делать и какие суммы тратить, как составлять отчётность. Данные по проектам в разных городах и регионах сводятся в единую базу данных, что даёт возможность сравнивать работу сотрудников фонда на местах».

Представители компании PwC отметили, что жюри обращало внимание на то, насколько подробно в документах участников прописаны принципы отбора грантополучателей и наличие обязательной отчётности о расходовании полученных средств. Если компания, получившая деньги, по каким-то причинам расходует их не по назначению или не расходует вообще, то закон разрешает потребовать возврата выделенных на реализацию проекта средств.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах