Примерное время чтения: 4 минуты
1328

У атомного флота появится «Лидер». Выйти в океан новое судно должно в 2027

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Самая опасная профессия 29/04/2020
Вот так будет выглядеть суперледокол.
Вот так будет выглядеть суперледокол. Предоставлено НК «Роснефть»

Самый мощный атомный ледокол «Лидер» скоро начнёт обретать реальные черты на судоверфи «Звезда». Выйти в океан новое судно должно в 2027 г.

Судостроительный комплекс «Звезда» и «Атомфлот» заключили контракт на строительство головного атомного ледокола «Лидер». Проект не имеет аналогов в мире. Госзаказчиком строительства по нему станет госкорпорация «Росатом». ­Исполнителем – судостроительный комплекс «Звезда», который по поручению президента страны создаётся консорциумом во главе с «Роснефтью» в Приморском крае. Именно эту судоверфь президент Путин ­определил единст­венным исполнителем грандиозного россий­ского проекта.

В чём сила, брат?

Новый ледокол будет оснащён двумя атомными реакторами РИТМ-400, разработанными в нижегородском Опытно-конструкторском бюро машиностроения (ОКБМ) им. Африкантова. Это водо-водяные реакторы замкнутого цикла. Они, как рассказывал «АиФ» главный конструктор этих установок Юрий Фадеев, способны обеспечить более экономичную эксплуатацию ледокола по сравнению с предыдущими реакторными установками при повышенной надёжности и безопасности.

Реакторы такого типа уже установлены на ледоколах предыдущего проекта, которые сейчас строятся на Балтийском заводе, – «Арктике», «Сибири» и «Урале». До появления «Лидера» они будут самыми-самыми: у их установок РИТМ-200 тепловая мощность 175 МВт, а мощность в винтах – 60 МВт.

Но «Лидер» в 2 раза мощнее: тепловая мощность – 315 МВт, а в винтах – 120 МВт. Это позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 м со скоростью 2 узла. А при толщине льда 2 м его скорость может доходить и до 12 узлов. Следовательно, проводки новый супер­ледокол длиной 209 м, шириной 47,7 м и осадкой 13 м сможет совершать в течение всего года. И Севморпуть с его созданием станет круглогодичной транспортной артерией.

Причём «Лидер» будет способен прокладывать очень широкий канал – до 50 м, что создаст возможность движения крупнотоннажным судам (от 50 тыс. т), в том числе газовозам класса Arc7, – ширина их корпуса как раз 50 м.

«Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Лидер» позволит «Росатомфлоту» гарантировать безопасные и регулярные проводки в восточном районе Арктики, обеспечит кругло­годичную навигацию в акватории Северного морского пути, откроет новые возможности коммерческих высокоширотных маршрутов», – считает гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка.

Возможности строить

Разработкой рабочей кон­структорской документации в рамках нулевого этапа строительства занимается ЦКБ «Айсберг» – соответствующий контракт между ним и ССК «Звезда» заключён в прошлом году.

Проект сложен во всех отношениях. Мало создать мощные энергоустановки и сконструировать судно. У судоверфи должны быть технические возможности, позволяющие по­строить этот гигант. У «Звезды» они будут.

Уже сейчас, пока достраивается 2-я очередь верфи, на готовых объектах 1-й очереди идёт строительство судов. Здесь будут создавать танкеры водоизмещением до 350 тыс. т, суда ледового класса, грузовые и специальные суда, а также другие виды морской техники, в том числе такой, которую раньше в России не делали, поскольку на наших верфях не было нужных для этого ­спусковых и гидротехнических сооружений.

В портфеле заказов «Звезды» сегодня уже 40 судов, а с учётом опционов – 60. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть», разместившая там заказы на 28 судов.

«Большинство наших верфей были заложены зачастую ещё при царе или в раннее советское время, поэтому несут огромное количество «родимых пятен» старой, неэффективной инфраструктуры, – говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Со «Звездой» обратная ситуация. Верфь создана с нуля, у неё будут самый совершенный, самый большой на постсоветском пространстве сухой док, уникальные краны «Голиаф», молодой творческий коллектив, огромное количество различного рода машиностроительного оборудования. Поэтому такое сложное сооружение, как мощнейший атомный ледокол, в настоящий момент, пожалуй, может исполнить только эта верфь».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах