Гостем спецпроекта «PRO-тренды. Медиа» в рамках ВЭФ стал владелец и генеральный директор медиахолдинга МАЕР Константин Майор.
Стали ли россияне больше доверять отечественным брендам, зачем на рекламных фасадах транслировать новости и просветительские проекты и как меняется отношение россиян к медиапотреблению — в интервью aif.ru.
— Константин, традиционно в рамках Восточного экономического форума мы встречаемся в «АиФ», чтобы подвести некие промежуточные итоги деловой активности перед стартом сезона и обсудить тренды потребительских предпочтений россиян. Что говорит статистика? Есть ли положительная динамика в поведении наших соотечественников: как потребителей, так и производителей и представителей отечественных брендов?
— Наши встречи перед крупными форумами уже стали доброй традицией, это правда. И это хороший повод «проверить пульс» потребительских настроений. Весной, встречаясь в таком формате с Вами перед ПМЭФ, мы констатировали, что население в целом позитивно оценивает экономическую ситуацию в стране и чувствует себя достаточно уверенно.
Сегодня мы видим, что безработица находится на рекордно низком уровне в 2,4%, и россияне уверенно смотрят в будущее. При этом данные опроса, проведенного по заказу Банка России в июле, показывают, что индекс потребительских настроений немного снизился, отступил от исторических максимумов, на которых держался весной.
Если говорить про тренды потребления, то россияне чуть больше стали экономить на услугах и развлечениях и чаще предпочитают свободные средства размещать на депозитах. Тем более, что высокая ставка ЦБ делает банковские вклады всё более привлекательным инструментом сбережения.
Еще одна тенденция связана с частичным сворачиванием программы льготного ипотечного кредитования. Теперь граждане, для которых приобретение жилья откладывается, смотрят в сторону других крупных покупок, например, автомобилей.
— А как чувствует себя рынок рекламы? Уличная реклама сохраняет свои невероятные темпы развития?
— Сегмент цифровой уличной рекламы — а именно в нем работает медиахолдинг МАЕР — в 2023 году вырос на 64%. Уточню, что речь идет только о современных цифровых рекламоносителях уличного формата, способных транслировать видеоизображение. Продолжается стремительная цифровизация рекламного инвентаря в уличной рекламе: уже более половины поверхностей — цифровые. Можно сказать, что цифровая революция у нас в стране состоялась. По этому показателю Россия входит в тройку мировых лидеров. А в целом по планете он еле дотягивает до 40%.
Спрос на этот формат продвижения колоссальный. На смену ушедшим крупным международным компаниям пришли российские бренды и в очень короткие сроки, в том числе благодаря наружной рекламе, смогли завоевать любовь потребителей.
Крупнейшие рекламодатели сегодня — это основные маркетплейсы. Покупатели ценят простоту поиска, широкий ассортимент, возможность сравнить характеристики товаров и цены. Поэтому конкуренция за внимание клиента в этом сегменте невероятная!
Что касается топ-10 рекламодателей — наших клиентов, то в него входят, помимо e-com площадок, банки и девелоперы. Крупноформатную уличную рекламу в своей коммуникации с аудиторией активней всех используют финансовая и банковская сферы, страхование и консалтинг. На втором месте — сервисы доставки. Недвижимость и строительство делят третье место с интернет-ресурсами. Также в сектор уличной рекламы перетекли и бюджеты после ухода международных технологических платформ из страны. И все это совпало со стремительной цифровизацией отрасли.
— Конкуренция между компаниями за кошелек потребителя как никогда высока — в битве после передела рынков и ниш не только российские компании, но и китайские. Видите ли Вы всплеск интереса россиян к отечественным брендам?
— В этом году мы отмечаем 75-летний юбилей установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Товарооборот между нашими странами находится на рекордно высоком уровне. И мы видим, что китайские предприниматели хотят развивать бизнес в нашей стране.
Мы, как оператор единой сети цифровых экранов по всей России, готовы оказать им информационную поддержку, помочь в продвижении и выстраивании коммуникации с российским бизнесом. Как раз определить стратегические перспективы взаимодействия в условиях нового многополярного мира — задача, которая стоит перед всеми участниками Восточного экономического форума. И мне, как руководителю нового медиа, понятна и близка тема форума. Объединившись, мы создаем возможности для развития Дальнего Востока и страны в целом.
При этом параллельно мы видим, что сейчас импортозамещение — это закрепившийся тренд, потребитель больше не готов переплачивать только за бренд, все больше людей признают, что качество российской продукции не только не уступает, но и превосходит зарубежные аналоги.
— Ваш медиахолдинг стремительно увеличивает свое присутствие в двух десятках регионов России. Сейчас единая сеть медиафасадов и цифровых экранов компании обеспечивает в целом свыше 6 миллиардов визуальных контактов в месяц. Столь мощная экспансия в регионы дает свои плоды?
— Вы упомянули визуальные контакты. Это, действительно, один из ключевых показателей для уличной рекламы — он говорит о масштабе информирования, который обеспечивает оператор. За последние 12 месяцев этот показатель вырос на рекордные 128%. Также мы диверсифицируем наши форматы: к медиафасадам, которые являются основой нашего бизнеса, добавляем уличные цифровые билборды.
Развивая новое медиа, мы стремительно увеличиваем свое присутствие в регионах России. Активно расширяемся в Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге, Уфе, Воронеже, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Перми, подмосковных Химках, Котельниках, Красногорске и на Рублево-Успенском шоссе. И открываем новые города, например, в Анапе огромный медиафасад расположен прямо на набережной, он словно ворота к морю и дает свыше 100 тысяч контактов с транслируемой информацией в сутки.
В самом центре Владивостока в преддверии ВЭФ мы запустили современный цифровой экран с углом обзора 180 градусов. Он располагается на здании торгового центра «Родина» и издалека напоминает маяк — мы его называем маяк для бизнеса. Все дороги Владивостока спускаются к морю, и через перекресток улиц Семеновская — Алеутская ежедневно проезжают тысячи жителей и гостей Приморского края.
— Какие планы по дальнейшему развитию? Сохраните ли такие темпы прироста, инструментарий, охваты? По-прежнему ли патентуете технологии и выводите формат медиа-экранов к восприятию у горожан как нового медиа, а не просто щитов с рекламой?
— Останавливаться точно не собираемся. Наши технические возможности позволяют реализовывать самые смелые идеи. Высокий уровень проектов, которые запускаем, мотивирует и коммерческий сектор держать планку. Мы получили еще четыре патента и запустили шесть новых технологических продуктов. У нас реализована верификация данных по трем независимым источникам — это данные сотовых операторов, данные мобильных приложений и данные с камер с обработкой искусственным интеллектом. Это дает новый уровень точности измерений и аналитики для наших клиентов. А развивая новое медиа, мы превращаем цифровые экраны в огромную цифровую площадку для коммуникации с огромной аудиторией. Постоянно получаем обратную связь: люди уже привыкли видеть на больших уличных экранах новости, узнавать о социальных проектах и господдержке, театральных и кинопремьерах, следить за стартами космических ракет.
— Константин, Вы неоднократно выступаете с тезисом о том, что медиафасады по всей стране нужно внедрять с позиций продвижения государственной политики. Что это — инструмент для продвижения социально-значимого контента, важных тезисов, точки трансляции на многомиллионную аудиторию действительно приоритетных новостей, событий, контента. Государство Вас слышит? И зачем это предпринимателям? Это разве про бизнес?
— Я убежден, что поддержка государственной политики, популяризация наших традиционных ценностей — это социальная ответственность любого бизнеса. И мое мнение разделяет все больше предпринимателей. А связь здесь самая прямая. Приведу лишь один пример. Многодетные семьи — основа нации. Об этом не раз говорил президент страны Владимир Владимирович Путин. И подчеркивал, что многодетность должна стать нормой и образом жизни для всех народов России. Наша экономика напрямую зависит от демографии. Возраст и пол населения влияют на экономические процессы, производство, спрос на товары и услуги. Если только каждый задумается, чем именно он может помочь. Например, относительно рекламных роликов простейший пример: при создании рекламного контента можно показывать семью не с одним ребенком, а с тремя. Продвижению конкретных продуктов это не мешает, а до общества доносятся важные смыслы и посылы. О разработке технологий, усиливающих социальный эффект рекламы, я рассказал Владимиру Путину на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, и он эту инициативу поддержал.
— В августе на крупнейших медиафасадах и цифровых экранах по всей стране стартовала масштабная информационная кампания: на фоне перевернутого флага Олимпийского движения располагалась надпись «Победа будет за нами». Фотографии с этим креативом быстро распространились в СМИ и социальных сетях, а в поддержку российских спортсменов, которых в этом году до участия в Играх не допустили, высказались их коллеги — Олимпийские чемпионы прошлых лет. Почему для Вас лично это важно? Это же не первая такая социальная и провокационная кампания МАЕР?
— Олимпийский флаг с перевернутыми кольцами стал символом перевернутого смысла Игр в Париже. Организаторы сделали всё, чтобы разорвать кольца, которые на протяжении столетия объединяли и примиряли людей. Девиз Олимпийских игр этого года — «Игры, открытые для всех». Но на деле там не нашлось места ни российской сборной, ни здравому смыслу! Поэтому мы поддержали российских спортсменов информационной кампанией. Выбрали для нее высказывание президента РФ Владимира Путина, которое лучше всего отражает волю и силу русского духа «Победа будет за нами!» И попали в точку: акция вызвала огромный резонанс, на своих страницах в соцсетях высказались десятки именитых спортсменов. Мы все вместе — за победу здравого смысла над ложью, смелости над трусостью, патриотизма над предательством.
Акцию поддержали президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе, олимпийский чемпион по фигурному катанию Евгений Плющенко, олимпийские чемпионки по художественной гимнастике Светлана Хоркина, Вера Шиманская и Дарья Шкурихина, олимпийский чемпион по лыжным гонкам Александр Легков; серебряный призёр зимних Олимпийских игр, лыжник Александр Панжинский; обладатель бронзовой медали Олимпиады, лыжник Иван Алыпов и другие спортсмены. В день закрытия Олимпиады в Париже я лично пересматривал видео с закрытия Олимпиады в 1980 году в Москве и получил истинное удовольствие.
— В Год семьи, объявленный президентом России Владимиром Путиным, Ваша компания выделяет эфирное время на значимые социальные проекты, Вы привлекаете внимание к повышению знаний об инклюзии, созданию безбарьерной среды, обеспечению доступа к образованию и реабилитации по всей стране, продвигаете ценности добровольчества и благотворительности. Видите ли Вы какую-то отдачу от такого медиапродвижения?
— Мы выделяем рекордное количество эфирного времени на продвижение социально значимых проектов. Например, транслировали на всю страну слова благодарности российским медикам от Романа Костомарова, Аделины Сотниковой и Юрия Куклачева ко дню медицинского работника — всего за три дня эти и другие ролики, подготовленные Правительством Москвы, увидели почти 3,5 миллиона жителей Московского региона. Как вы думаете, сколько людей также захотели поблагодарить своих врачей? Сказать добрые слова тем, кто помогает их близким? Очевидные вещи иногда в суете дел и забот забываются.
Медиахолдинг традиционно выступает коммуникационным партнером Всероссийского проекта по поддержке людей с онкологическими заболеваниями «Химия была, но мы расстались». За три года реализации проекта информацию об этом на уличных экранах ключевых городов России увидели более 30 миллионов человек, а общее количество визуальных контактов превысило 220 миллионов. Как оценить, сколько человек благодаря этому проекту изменили свое отношение к людям, которые борются с этой болезнью? Это всё — часть большой и важной миссии: сейчас как никогда важно транслировать проекты о добре и силе духа большой страны.
В августе мы провели ребрендинг, но не обычный, а «добрый», и сменили начертание своего логотипа. В айдентике сохранены фирменные цвета, но название и эмблема теперь выполнены особым образом — они выдержаны в стилистике «Доброшрифта», благотворительного проекта, привлекающего внимание к проблемам детей с ДЦП. И я знаю, очень многие наши партнеры и клиенты готовы также поддержать этот проект. Не все можно измерить в деньгах, но уверен, добра точно становится больше.
— Недавно Вы запустили несколько ярких просветительских кампаний — в партнерстве с государственным историческим музеем и в партнерстве с Российским военно-историческим обществом. Расскажите чуть подробнее об этом. Считаете, что молодежь вообще читает и смотрит на такой контент на фасадах?
— Поддержка исторических, просветительских проектов, вовлечение в изучение российской истории молодежи — одна из задач нашего нового медиа. Без знания истории сложно осмыслить настоящее. Буквально на днях в Государственном историческом музее открылась уникальная выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории», она приурочена к 500-летию древней обители. МАЕР выступает коммуникационным партнером проекта. Мы рассылаем цифровые приглашения, и за 10 дней их увидят 6 миллионов человек. И я уверен эта выставка вряд ли кого-то оставит равнодушным. Рассматривать реликвии, собранные в экспозиции, перемещаться от одной к другой можно несколько часов. Особенно впечатляет, что многие экспонаты связаны с российскими государями: Иваном Грозным, Борисом Годуновым, первыми Романовыми. Чувствуешь связь времен! Это не первый наш проект с Государственным историческим музеем, к 9 мая Москва и жители крупнейших городов увидели плакаты времен Великой Отечественной войны, они создавались, чтобы укрепить, поддержать моральный дух советских бойцов.
Ко Дню семьи любви и верности мы совместно с Государственным историческим музеем реализовали прекрасный проект «Семейная история». На больших цифровых экранах и медиафасадах МАЕР ожили картины из коллекции живописного портрета XVIII-XIX веков. Портрет графини Евдокии Николаевны Апраксиной с дочерями, портрет графини Анны Александровны Чернышевой с дочерью Екатериной Ивановной Вадковской, портрет князей Голицыных в Риме, портрет князей Шаховских-Голынских. Это тоже история России, только в семейных портретах.
С Российским военно-историческим обществом мы дружим уже несколько лет. Проект «Памятные даты военной России» за полтора года увидели на больших цифровых экранах свыше 12,5 миллиона россиян. На Петербургском международном экономическом форуме в этом году мы вместе с председателем общества Владимиром Мединским в публичной дискуссии обсудили развитие меценатства в России. И как раз пришли к выводу, что добрый тренд задают социально ориентированные компании, российский бизнес «повзрослел» и осознал, что в истории, в памяти людей остаются те, кто совершает полезные вещи на благо своих стран, своего народа. Однозначно, развивать традиции меценатства, популяризировать среди молодежи тягу к изучению истории своего государства, формировать правильные ценности мы продолжим.
— Ежегодно во Владивостоке на ВЭФ приезжает свыше 7 тысяч участников из 62 стран и территорий. Какие цели ставите себе на этом форуме?
Мы выступаем партнером деловой программы Восточного экономического форума уже несколько лет. Используя свою охватную сеть, будем рассказывать о новостях ВЭФ совместно с крупнейшими СМИ. Ключевые цитаты форума увидят не только во Владивостоке или Москве, но и в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Перми, Челябинске, Волгограде, Анапе, Краснодаре, Сочи и еще в десятке городов России.
Мы, как медиахолдинг, готовимся подписать несколько соглашений и в коммерческой сфере, и в социальной. Планируем поддержать представителей творческих профессий и важную инициативу по сохранению популяции редкого вида животных, населяющего Дальневосточный регион России.
Реклама, ООО «Маер Групп»