aif.ru counter
27.09.2019 21:00
8635

Противостояние инженера. Борьба создателя струнного транспорта с троллингом

Одна из моделей транспортных средств SkyWay — юникар.
Одна из моделей транспортных средств SkyWay — юникар. © / Пресс-центр SkyWay

Новинкой уже заинтересовались в ОАЭ и включили её в план инфраструктурного развития Дубая. Однако против создателя новой технологии уже несколько лет подряд выступают два информационных портала Беларуси.

SkyWay — это транспортные системы, которые состоят из специальных лёгких эстакад и управляемых искусственным интеллектом модулей, работающих на электротяге. Получается эффективно, доступно, экологично и безопасно. Автором разработки является инженер и изобретатель из Республики Беларусь Анатолий Юницкий, который вот уже более 40 лет воплощает в жизнь своё видение того, каким должен быть транспорт будущего. Решающий прогресс и реализация задумок произошли за последние 3 года, в течение которых были созданы тестовые участки и модельный ряд подвижного состава. На сегодняшний день системы уже включены в официальный план инфраструктурного развития Дубая.

Немного о технологии

Под брендом SkyWay Анатолий Юницкий предлагает решения для пассажирских, грузовых, городских, междугородных и международных высокоскоростных перевозок. Большая часть подвижного состава, по своей сути электромобилей на стальных колёсах, прошла испытания и сертифицирована. Транспорт называется струнным, так как в конструкции рельсов используются натянутые проволоки-струны.

Преимущества технологии — высокая скорость (городские модули способны двигаться со скоростью до 150 км/ч, а высокоскоростной междугородный модуль способен развить до 500 км/ч), экологичность (работа на электричестве и передвижение над землёй, которая остаётся нетронутой), безопасность («небесный путь» исключает возможность столкновение с пешеходами и другим транспортом) и низкая стоимость.

Всё это позволяет проекту инженера Юницкого и его команды всерьёз претендовать на то, чтобы состязаться за место под солнцем с традиционным транспортом, загрязняющим окружающую среду и сопровождающимся ужасающей статистикой смертности и инвалидности.

При этом вокруг SkyWay и его создателя в последнее время сложилась странная ситуация. С одной стороны — факты, которые, как известно, вещь упрямая. Только за последние несколько месяцев проект совершил настоящий прорыв на Ближнем Востоке, официально стал частью планов по развитию инфраструктуры ОАЭ, с триумфом был представлен на правительственном саммите в Дубае и получил поддержку местного правительства.

С другой стороны — вот уже три года SkyWay активно «бомбят» негативными статьями, отзывами и комментариями два белорусских СМИ.

Анатолий Юницкий на презентации высокоскоростного транспортного средства (за спиной) на выставке InnoTrans 2018 в Берлине.
Анатолий Юницкий на презентации высокоскоростного транспортного средства (за спиной) на выставке InnoTrans 2018 в Берлине. Фото: Пресс-центр SkyWay

Начало конфликта

Внешне всё дело можно свести к тому, что развитие SkyWay финансируется через краудинвестинг — это разновидность краудфандинга, которая в последние годы набирает в мире популярность и претендует на то, чтобы стать новым мощным финансовым инструментом, выгодным как для стартапов, так и для инвесторов. В 2012 году в мире в этой сфере денежный оборот составил 2,7 миллиарда долларов, в 2014 году — уже 16,2 миллиарда, а в 2015 году — 34,4 миллиарда долларов. Сегодняшние показатели ещё более впечатляющие. Однако в Беларуси и России такие технологии только начинают приживаться, а потому у многих вызывают непонимание. В сочетании с тем, что проект Юницкого представляет собой довольно сложную с инженерной точки зрения систему, для углубления в специфику работы которой требуются обширные специальные знания, недопонимание следует умножить на два: необычная спорная технология, финансируемая через необычные схемы. Сам собой напрашивается сюжет для разоблачительной статьи, чем и воспользовался заточенный на «горячее» белорусский портал Onliner.by. Другой белорусский сайт, Tut.by, стал вторить ему. Так было положено начало конфликту между инновационной технологией и СМИ, длящемуся, как уже было сказано, 3 года.

В начале истории было посещение журналистом Onliner.by офиса проектной организации Юницкого, производства и стройки будущего демонстрационного центра в Беларуси. Стадия, в которой находился проект на тот момент (лето 2016), позволяла отнестись к нему как угодно — на производстве были только макеты, едва начинали собирать первую модель подвижного состава (двухместный юнибайк), в демонстрационном центре только-только стартовало строительство эстакад, было установлено 18 опор. Транспорт существовал большей частью в теории, на чертежах, в объяснениях Юницкого. В таком виде он любопытства журналиста не удовлетворил и показался ему не более чем «потёмкинскими деревнями», красивой историей, для того, чтобы собирать под неё деньги «нетривиальным методом». Подобных эпитетов в статье по итогу визита использовано множество, ещё больше в комментариях. Юницкий с оценкой, естественно, не согласился, написал открытое письмо с протестом в Министерство информации, собрал 185 подписей в свою поддержку от инженеров, на тот момент работавших над проектом (сегодня, спустя 3 года, их уже более тысячи), подал на СМИ в суд. Противостояние началось.

Onliner.by освещал судебный процесс, на котором Анатолию Юницкому отказали в удовлетворении иска. Инженер пригласил директора портала посетить транспортную выставку с участием SkyWay, чтобы лично увидеть успехи в развитии технологии, но тот приглашение проигнорировал. Выходят новые статьи. Юницкий предложил редактору СМИ встретиться и подискутировать онлайн, но он приглашения не принял, а вместо этого опубликовал ещё материал.

Первая статья вышла в свет как раз тогда, когда Юницкий отправил созданные им транспортные средства в Берлин для участия в выставке InnoTrans 2016. Публикация привлекла к SkyWay внимание контролирующих органов и выезд техники за границу едва не сорвался, но никаких нарушений найдено не было, и премьера состоялась. Новый вид транспорта на выставке привлёк к себе большое внимание и позволил разработчикам наладить необходимые связи в профессиональном и деловом сообществе для дальнейшего движения. Два года спустя история повторилась. SkyWay снова громко заявил о себе на выставке InnoTrans 2018 в Берлине, на этот раз представив высокоскоростной юнибус, отличающийся уникальной аэродинамикой и способный перевозить пассажиров на скорости до 500 км/ч. Прямо в день открытия выставки Onliner.by опубликовал большую «разоблачительную» статью, а Tut.by вторил ему небольшой ироничной заметкой под издевательским заголовком «Струнный транспорт Юницкого "доехал" до Берлина». Затем состоялся ЭкоФест — масштабный фестиваль для инвесторов, собравший тысячи сторонников проекта со всего мира. И ещё одна статья от Tut.by. Технологию одобрило правительство Дубая и включило в инфраструктурный план развития. У журналиста Onliner.by Сидоровича оказалось своё мнение на этот счёт.

В конце концов такое отношение переполнило чашу терпения Анатолия Юницкого, и он написал открытое письмо президенту Беларуси Александру Лукашенко, а также создал петицию на сайте change.org с требованием провести проверку Onliner.by и Tut.by на предмет правомерности их действий. Имеют ли здесь место троллинг и клевета. 31 тысяча подписей, собранных под петицией, были также направлены в администрацию президента Беларуси. Onliner.by ответил небольшой заметкой со ссылкой на открытое письмо. Tut.by пока отмалчивается (сказано и без того уже много), а Анатолий Юницкий, похоже, решил вывести конфронтацию на новый уровень и охотно общается с прессой. Он с готовностью ответил и на наши вопросы.

Говорит автор струнного транспорта SkyWay

— Анатолий Эдуардович, что нового у SkyWay?

— Вот-вот начнёт работу инновационный центр в Шардже, который находится в технопарке американского университета, где нам выделили 28 га земли. Это научно-производственный кластер, в котором будут представлены новейшие транспортные комплексы всех типов. Близится к завершению строительство первой линии — оптимизированной эстакады SkyWay с гибким струнным рельсом. Планировали запуск в мае, однако по обоюдному решению сторон сроки немного сместились — тому есть ряд причин. В любом случае он состоится очень скоро. Кроме того, мы начали бета-тестирование блокчейн-платформы, а также токенов SkyWay — универсальной платёжной и информационной единицы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех элементов SkyWay в рамках единой транспортно-инфраструктурной системы. Это совершенно новые технологии, которые на сегодняшний день не имеют аналогов. Они рассчитаны на то, чтобы стать основой полномасштабного и всестороннего включения наших транспортных комплексов в развиваемый передовыми городами и государствами «интернет вещей» и программу ООН «умный город», в которой SkyWay уже стал экспертом и партнёром этой уважаемой во всём мире международной организации. Кстати, на использование струнных технологий, сегодня известных под брендом SkyWay, для обеспечения устойчивого развития городов я уже получал два гранта — в 1998 и 2002 гг.

Ещё из недавних новостей. Наши специалисты разработали новый вид транспорта — тропический юникар специально для эксплуатации в климатических условиях Ближнего Востока. Он выдерживает температуры до +60 градусов. Сейчас этот уникальный электромобиль на стальных колёсах прошёл тестирование в термокамере и в ближайшее время будет отправлен из Беларуси в ОАЭ на полевые испытания.

17 августа проведен ежегодный ЭкоФест-2019 в Марьиной Горке, на котором нашим инвесторам были презентованы инновационные разработки. Фестиваль собрал более четырёх тысяч человек из десятков стран (SkyWay финансируют инвесторы из более чем 200 стран и территорий). Каждый участник смог прокатиться на нашем подвижном составе — двух юникарах и двух юнибусах — и попробовать всякие вкусности — мёд, помидоры, огурцы, арбузы, виноград, кабачки, выросшие рядом с экологически чистыми струнными дорогами. И эта белорусская земля — бывший танковый полигон в период СССР, пропитанный порохом и соляркой, на которой рос только бурьян, — дала жизнь не только инновационным транспортно-инфраструктурным технологиям, но и инновационным агро-биотехнологиям.

Так что дела идут хорошо, как никогда. И это, наверное, не даёт кому-то покоя.

А. Юницкий и руководитель производства А. Синкевич осматривают салон новой машины — юникара в тропическом исполнении.
А. Юницкий и руководитель производства А. Синкевич осматривают салон новой машины — юникара в тропическом исполнении. Фото: Пресс-центр SkyWay

— Как вы полагаете, в чём причина негатива?

— Причин несколько. Вот самая очевидная — за счёт низкой материалоёмкости струнный транспорт в соизмеримых логистических условиях (аналогичный объём перевозок, рельеф местности и др.) в разы дешевле других транспортных систем в эстакадном исполнении. Очень многие корпорации совершенно не заинтересованы во внедрении экологически чистого и дешёвого транспорта, который не просто составит им конкуренцию, но со временем может значительно потеснить их на рынке. Воротил большого бизнеса не волнует экология, им нужно набить кошелёк здесь и сейчас. Их не интересует, что ресурсы земли истощаются и буквально через несколько десятилетий изменения в биосфере станут необратимыми. Это социальная безответственность — когда после нас хоть потоп. Такие воротилы вполне могут выступать заказчиками статей.

Другая причина в том, что достаточно умные вроде бы люди часто не могут мыслить вне каких-то рамок, стереотипов. Я назвал это явление «интеллектуальным дебилизмом». Веками миром правит вредный и опасный автотранспорт, загрязняющий окружающую среду, и люди просто не хотят допустить, что может существовать простая, эффективная и безвредная для экологии альтернатива. К сожалению, подобным рудиментным мышлением грешат не только журналисты, но даже крупные специалисты, доктора наук и академики.

— Основная претензия, которую высказывали авторы этих статей, — мол, много обещаний, но реальных результатов мало...

— Мало? За небывало короткое время создана отраслеобразующая технология. Построены и испытаны пять рельсо-струнных транспортных комплексов с эстакадами разных типов общей длиной около 4 км. Спроектированы и изготовлены 11 принципиально разных моделей рельсовых электромобилей — сложнейших машин, не имеющих мировых аналогов. Пять из которых уже сертифицированы. Их сложность — на уровне самолёта и значительно превосходит, например, «раскрученный» электромобиль Теслы.

Мы создали прототип самого крупного в мире грузового дрона, со своим интеллектом и техническим зрением, сконструировали и наладили производство целой линейки электрических мотор-колёс для нужд технологии SkyWay, практически с нуля разработали интеллектуальные системы безопасности и управления подвижным составом, а также охраны периметра.

Нашей компанией спроектирован и изготовлен не имеющий аналогов в мире шестиместный высокоскоростной (до 500 км/ч) рельсовый электромобиль семейного типа, вызвавший огромный интерес на выставке InnoTrans в Берлине.

Сформированный иностранными инвестициями и зарегистрированный уставный фонд ЗАО «Струнные технологии», нашей инжиниринговой компании, составляет более 50 000 000 долларов США — это примерно столько же, сколько у такого белорусского гиганта, как Минский завод колёсных тягачей.

В Республике Беларусь мы создали высокотехнологичное производство, оснащённое самым современным оборудованием, и продолжаем расширять эти мощности, площадь которых превысила 10 000 квадратных метров. Для осуществления комплекса работ по созданию первых образцов струнных транспортных систем SkyWay и выводу технологии на мировой рынок в республике создано свыше тысячи высококвалифицированных рабочих мест, и на это мы не попросили у Беларуси ни одной копейки бюджетных средств. Более того, мы уже заплатили десятки миллионов долларов всевозможных налогов.

В ОАЭ, где мы сейчас добились наиболее значимых результатов в плане продвижения, нас встречают с распростёртыми объятиями. Я говорю не только про инновационный центр в Шардже, где мы покажем решения, адаптированные специально под Ближневосточный регион. Речь идёт о десятках проектов. Сами решайте, мало это или много.

Проект инновационного центра SkyWay в Шардже.
Проект инновационного центра SkyWay в Шардже. Фото: Пресс-центр SkyWay

— Многие, в том числе и некоторые сторонники, инвесторы SkyWay задаются вопросом: стоит ли вообще уделять этим статьям внимание? Ведь собака лает, а караван идет.

— Я занимаюсь струнным транспортом более 40 лет, это моё детище и дело всей моей жизни. Эти порталы пользуются немалым авторитетом в Беларуси, и подобные статьи наносят вред моей деловой репутации, но дело не только в этом. Они, к сожалению, влияют и на профессионалов. Это признал в разговоре со мной даже бывший министр транспорта Беларуси.

Один из руководителей Национальной академии наук Беларуси, ознакомившийся с технологией на международной выставке и оставивший восторженный отзыв в Книге почётных посетителей, после одной из таких негативных статей позвонил мне и попросил вырвать ту страницу. Впоследствии НАН Беларуси дважды отклонила нашу заявку на получение статуса «Научная организация», хотя науки у нас больше, чем в некоторых научно-исследовательских институтах, входящих в её состав. Из-за таких статей мы были вынуждены уйти из СЭЗ «Могилёв». Мы не смогли получить землю под высокоскоростную тестовую трассу длиной около 20 км, мотивация отказа при этом была непонятна. Поэтому мы и ушли в Объединённые Арабские Эмираты. Наконец, специалисты не хотят идти к нам на работу (а ведь мы интенсивно развиваемся и испытываем кадровый голод), потому что опасаются, что нас всех вот-вот арестуют, посадят в тюрьму или закроют!

Всё это «заслуга» этих сайтов, которые не видят потенциала в инновационном, отечественном, заметьте, проекте, который мог бы привлечь в Беларусь (их же Родину, кстати) миллиарды долларов инвестиций. Поэтому мы не можем просто делать вид, что ничего не происходит. Игнорировать порочащую информацию нельзя, как бы этого ни хотелось. Мы будем постоянно бороться с ней.

— Петиция и открытое письмо президенту Беларуси — принесли ли они какой-то результат?

— Принесли, хотя, может, и не такой, как хотелось бы. Президент послание в свой адрес не прокомментировал, и никакие проверки в отношении Onliner.by и Tut.by до сих пор начаты не были. Тем не менее, петиция набрала свыше 30 000 подписей — больше в нашей стране удалось набрать немногим — например, петиции за отмену смертной казни в республике. Благодаря петиции мы всколыхнули народ, побудили его вникнуть в суть происходящего. Так мы нашли одного из заказчиков всего негатива, человека, который стоит за резонансными публикациями на Onliner.by. Он «попался» на мелочи, и никто, наверное, не обратил бы на эту мелочь внимания, если бы не петиция.

— Кто этот человек?

— Некто Виталий Ш. написал комментарий к посту Его Высочества дубайского шейха Мохаммеда в Twitter: «Ваше Высочество, пожалуйста, поручите службе безопасности внимательно оценить этот проект. Эта компания широко известна как мошенники». Этот человек — создатель и владелец 49% доли Onliner.by. В его социальных сетях много постов с резкой критикой журналистов, писавших о проекте в позитивном или даже нейтральном ключе, и репосты главного редактора Onliner Николая Козловича, который также крайне негативно высказывался о струнном транспорте. Очевидно, что именно он и «заказал» SkyWay Константину Сидоровичу — автору «разоблачительных» статей о проекте и одному из самых опытных журналистов портала.

— И зачем это господину Ш.?

— Есть информация, что ему за это заплатили в Литве, однако на 100% знать, что им двигало, я пока не могу. Могу предположить. Виталий Ш. — представитель новой формации «специалистов» и «предпринимателей», сформировавшейся в СНГ в последние пару десятков лет. Эти люди заняли новую нишу в сфере IT. Они работают в основном на европейских или американских заказчиков и имеют намного более высокий доход, чем в среднем по стране. В результате большинство из них оказывается оторванными от жизни общества и его проблем. Их интересует виртуальное, а реальное раздражает. Onliner.by в принципе скептически относится ко всему белорусскому.

Типичный пост в твиттере Шуравко.
Типичный пост в твиттере Шуравко. Фото: Пресс-центр SkyWay

Он бросил на борьбу свои лучшие силы в лице проверенного журналиста и главного редактора принадлежащего ему СМИ, сам до поры оставаясь в тени. Тогда же, когда на горизонте стал вырисовываться мой успех в ОАЭ, способный окончательно разоблачить позицию Onliner.by, Виталий не выдержал и обнаружился — написал шейху, что наш проект — мошеннический. Это реакция белоруса на высокое признание белорусской разработки в одной из самых инновационных стран в мире. Я считаю, что на такие вещи необходимо обращать внимание.

Эти люди, такие СМИ, как Onliner.by и Tut.by, на мой взгляд, действуют весьма деструктивно. Я приведу сравнение. Более 20 человек из моей семьи расстреляли в тридцатые годы прошлого столетия по доносу их соседей-белорусов просто за то, что они трудились больше и больше имели. И хотя их назвали врагами народа и польскими шпионами (а в 2014 году уже в Литве по доносам литовских соседей мне пытались приклеить ярлык русского шпиона), сейчас понятно, что настоящими врагами были те, кто писал доносы и те, кто приходил расстреливать. Теперь вместо доносов появляются эти статьи, под которыми от лица анонимных комментаторов они пишут: «Куда смотрит КГБ?», «Почему Юницкого ещё не посадили или не выгнали из страны?».

Та самая запись в твиттере шейха.
Та самая запись в твиттере шейха. Фото: Пресс-центр SkyWay

—Что вы планируете делать дальше?

— Благодаря обращению к Президенту Беларуси и петиции с требованием выяснить заказчика порочащих SkyWay статей на Onliner.by и Tut.by многое стало ясно. Власти сообщили, что они встречались с руководителями интернет-ресурсов Tut.by и Onliner.by и что тем было указано на необходимость неукоснительного соблюдения норм Закона о СМИ при подготовке информационных материалов, касающихся струнных технологий. Тем не менее, я передал в нужные инстанции 30 тысяч подписей с требованием остановить эту информационную войну. Зная имя заказчика статей, я могу потребовать возбуждения уголовного дела против него. Однако главное состоит в том, что мы получили осязаемое подтверждение огромной поддержки, которая есть у SkyWay в этой борьбе. Даже Onliner.by, который также размещал петицию, когда сайт был исключён из государственного реестра, не получил такого отклика, несмотря на всю свою популярность и наличие большого сообщества. Мы набрали на 2 тысячи больше голосов. Спасибо всем единомышленникам, которые помогли одержать ещё одну маленькую победу.

Я надеюсь, что власти обратят внимание на подобные СМИ. Они мешают развитию инноваций, мешают людям (обычным белорусам) поверить в себя и в свои силы. Ведь если воспринимать реальность так, как о ней пишут в этих СМИ, то не на что надеяться, некуда идти. Они рисуют исключительно мрачную картину. Недавно мне попалось исследование о том, что на продолжительность жизни больше всего влияет именно наличие или отсутствие цели, а не, например, вредные привычки. Так вот, они не просто не дают цели, но и препятствуют тем, у кого она есть.

Я надеюсь, что власть сможет повлиять как-то на сложившуюся ситуацию — дать людям инструменты борьбы с ложью и клеветой. Сегодня ситуация сложилась так, что пресса может как угодно оскорблять и клеветать на кого угодно, включая даже высокопоставленных чиновников, и не нести никакой ответственности. Все обвинения, высказанные напрямую или косвенно в мой адрес ничем не подкреплены, кроме каких-то однобоких домыслов и намёков. То есть вместо свободы слова нам предлагают свободу лжи. Я не против первого, но я против второго. Пусть журналисты несут ответственность за то, что говорят.

Живой Журнал Юницкого

В качестве одной из площадок для высказываний Анатолий Юницкий использует блог в ЖЖ. На сегодняшний день слово осталось за ним, но, вероятно, ответ Onliner.by долго себя ждать не заставит. Пока же Юницкий чувствует себя в этой очевидно неравной борьбе довольно бодро. Он пишет: «SkyWay развивается и идёт вперёд не благодаря белорусской прессе, но вопреки ей. Осуществлённый по указке Виталия Ш. информационный "вброс" подхватили Tut.by и другие. Кто бы ни стоял за самим господином Ш., расчёт начать атаку со страниц популярного в республике Onliner.by, имеющего вес в журналистском сообществе, был верным. Однако они не учли одного — никакая армия, тем более рекрутированная из комментаторов-негативщиков, не справится с силой идеи, время которой пришло. Если они не смогли помешать тогда, когда мы были слабы, им не удастся помешать и теперь, когда мы сумели достигнуть столь многого и с каждым днём становимся всё сильнее».

От лица сайта: информация, указанная в статье, является личным мнением Анатолия Юницкого.

На правах рекламы

Оставить комментарий (27)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество