С какой целью крупный бизнес проявляет интерес к российским активам французского молочного холдинга Danone? По мнению экспертов, громкие обещания могут оказаться пустышкой, Danone нужно выбирать настоящего профессионала из профильного сектора экономики.
Несколько крупных российских компаний заявили о своем желании приобрести активы французского молочного гиганта Danone.
По данным «Союзмолока», Danone считается крупнейшим предприятием по выпуску молочной продукции с выручкой 122,7 млрд рублей. В России работает 13 заводов, а российские потребители с удовольствием покупают молоко, сметану, йогурты, творожки под брендами «Простоквашино», «Тема», «Актимель» «Даниссимо».
Среди потенциальных покупателей были названы серьезные имена. Дело в том, что один из интересов Danone — не просто продать активы, но и обязать покупателя провести значительные инвестиции в развитие производства.
Среди компаний, якобы имеющих интерес к покупке Danone, по сообщениям в СМИ, называются, например, «Эконива», Агрокомплекс имени Н. И. Ткачева, «Румелко», «Русагро», группы компаний «Черкизово», «Черноголовка», «Степь» (принадлежит АФК «Система»), «Прогресс», «Комос групп», ОАО «РЖД». Рассказывая о ситуации с продажей активов Danone (а компания объявила об этом в 2022 году, но с тех пор движения по сделке не происходило), СМИ сообщали, что, возможно, первые попытки французского гиганта быстро уйти с российского рынка еще осенью минувшего года не удались из-за слишком высокой цены.
Но и сейчас при взгляде на претендентов появляется мысль, что появился такой список не случайно. В нем перечисляются серьезные компании, и даже сам их вес на рынке может повлиять на повышение ставок в сделке с Danone. Может быть, французы тем самым набивают цену.
В чем интерес компаний-претендентов?
Забирая под себя такие активы, будущему владельцу нужно быть не только лояльным к данному бизнесу, но и быть готовым жить его интересами и целями. Но есть ли такое желание у потенциальных покупателей.
Эксперты считают, что более всего подходят для сделки компании «Эконива», «Румелко» (профильное молочное производство), сельскохозяйственное направление — тоже в тему (например, Агрокомплекс имени Н. И. Ткачева, «Степь»). Есть и пищевики, но тут уже возникают вопросы, так как они производят другую продукцию. Например, «Русагро» развивается в сахарном, масложировом бизнесе, в сфере растениеводства и свиноводства. «Черкизово» — ведущий мясной производитель. «Черноголовка» — напитки, и молочная продукция — не их интерес. Ну и третья группа претендентов — промышленное, а не пищевое производство, они еще более далеки от ряженки и йогуртов.
Однако есть то, что может объединять все эти компании. Простое желание нарастить капитал.
«Ничего личного — только бизнес. Прибыль. И тогда понятен интерес вложиться в Danone. Danone — это устойчивое производство, мощный холдинг, это современное оборудование, опытный персонал, раскрученные марки — а все это дает отличную прибыль. Так почему бы не поживиться? — рассуждает бизнес-аналитик, специалист по международным стандартам Татьяна Шпицер. — В таком случае целью не является развитие производства, цель — зарабатывать деньги. Да, это может повлечь за собой и инвестиции, но основа интереса другая, это не интерес к профилю, брендам и качеству, а интерес к деньгам. Сегодня, тем более в условиях новой непростой политико-экономической ситуации, бизнес идет по простому пути — пытается покупать активы таких компаний, которые хорошо себя зарекомендовали, стабильны, дают доход и при этом их имя звучит и знакомо потребительской аудитории. Быстро и прибыльно. Для новой компании нужно время на формирование своей репутации, а тут уже все готово. Вслед за Danone такая судьба ждет и сферу медицины, например, и ряд других направлений, лишь бы скупаемые компании были востребованы и знакомы покупателю. Поэтому в подобных сделках выбирать покупателя надо крайне внимательно, исходя не только из финансовых возможностей претендента, а из его истинных намерений».
Тогда есть логичное объяснение, почему даже такие компании, тем более непрофильные, но при этом имеющие большой капитал, проявляют интерес к активам Danone. А некоторые компании из списка, может быть, даже смогут поправить свои дела. Скажем, та же «Эконива», которая сильно закредитована и за рубежом, и в России: налаженное производство Danone, надежная прибыль — это гарантия финансовой подушки в будущем.
Громкие имена или профессиональные качества?
И вот тут становится понятно, что Danone есть чего опасаться. В погоне за прибылью на активы французов претендуют опытные бизнес-игроки.
К примеру, в 2022 году ГК «Русагро», купив долги холдинга «Солнечные продукты» (производитель масла и соусов), попыталась обанкротить его основателя за неисполнение поручительства по одному из кредитов, аналитики отмечали, что компания может обратить взыскание и на все доступные активы, а это миллиарды рублей. Нельзя исключить, что и Danone может ожидать подобное внезапное разбирательство с покупателем активов в случае каких-то финансовых конфликтов.
А бывший глава Минсельхоза Александр Ткачев, имея связи в высших эшелонах власти, может, например, в будущем попробовать отказаться отдавать активы Danone назад, ведь неизвестно, какая ситуация будет в мировой политической обстановке через пару лет (а свое возвращение французская компания намерена прописать в условиях сделки).
Кроме того, некоторые компании попадали в истории с санкциями (скажем, под санкции в 2022 году попали теперь уже бывшие бенефициар «Русагро» Вадим Мошкович и акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков, это может бросить тень на бизнес Danone.
Но для самих компаний сделка с активами Danone будет, безусловно, выгодной.
«И здесь Danone ждет главный “крючок”, на который часто попадают даже в крупном бизнесе. Громкие имена — насколько падкой окажется на них компания, заглотит ли такую наживку, поверив обещаниям, или все же будет выбирать покупателя своих производств и брендов по профессиональным качествам? — говорит Татьяна Шпицер. — Убеждена, что владельцам холдинга все же крайне важна дальнейшая судьба активов. Они не должны быть перепроданы, заброшены, перепрофилированы, качество продукции не должно упасть, бренды не должны быть “убиты”. А значит, покупателем должен выступать крепкий профессионал сельскохозяйственной сферы и молочной промышленности.
Учитывая также подход Danone к выстраиванию стратегии деятельности своей компании, это явно должен быть не только опытный бизнесмен, но и специалист своего дела, человек, который сможет найти общий язык и с комбайнером, и с агрономом, и с директором завода, погруженный в проблематику, знающий тонкости производства и трудности бизнеса, умеющий их решать. Своего рода “народный” руководитель — но не “из народа”, а народом, коллективом, профессионалами поддерживаемый, тот, кого в этом огромном слаженном коллективе примут, почувствуют, что “свой”, кому поверят».