Примерное время чтения: 8 минут
978

Курс на Арктику. Президент РФ оценил стройку судостроительного кластера

Это не так давно выяснил ВЦИОМ. По его данным, каждый третий россиянин (33% опрошенных) знает о том, что в Приморье ведётся строительство комплекса. Причём все понимают его важное геополитическое и экономическое значение. 

Имя ему — «Голиаф»

По завершении Восточного экономического форума президент страны побывал в бухте Большой Камень и посмотрел, как выполняется его поручение — строится судостроительный суперкластер. Это, по словам Владимира Путина, масштабный и значимый для всей страны проект. Осмотрев его, президент убедился, что он «уверенно развивается, идёт вперёд».

В его присутствии там запустили в эксплуатацию уникальный тяжёлый достроечный стапель. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин доложил президенту, что стапель введён в эксплуатацию с опережением графика, оснащён 7 кранами, а это необходимое условие для обеспечения технологического цикла. Среди них есть и самый настоящий гигант. Его грузоподъемность 1200 тонн в то время, как максимальная грузоподъёмность кранов на существующих российских верфях не превышает 500 тонн, высота — 139 м (42 этажа), длина поперечной балки — 230 м. Это один из крупнейших в мире кранов, и имя ему — «Голиаф». 

Президент принял участие в закладке секций 4 судов усиленного ледового класса. Они будут использоваться российскими нефтяниками для снабжения своих объектов. А строятся совместно с партнёром дальневосточной судоверфи — голландской компанией Damen. По мнению Владимира Путина, эти суда «будут укреплять потенциал компании и всего отечественного ТЭКа, содействовать развитию Северного морского пути».

Челноки во льдах

Итак, какими будут первые суда крупнейшего российского судостроительного кластера, уже понятно. По словам И. Сечина, это и есть основа продуктовой линейки «Звезды» — средне- и крупнотоннажные коммерческие суда для транспортировки грузов.

Кроме того, нефтяникам, на интересы которых во многом будет ориентироваться новая судоверфь, понадобятся танкеры-челноки. Поэтому во время президентского визита «Роснефть», «Роснефтефлот» и ССК «Звезда» заключили соглашение, которое предполагает размещение заказа на строительство таких челноков усиленного ледового класса дедвейтом (сумма масс грузов, топлива, масла, технической и питьевой воды, продовольствия, пассажиров и экипажа) 70 тыс. тонн. Они будут перевозить нефть с арктических месторождений нашей крупнейшей нефтяной компании.

В тот же день российский судостроительный комплекс и корейская компания Samsung Heavy Industries Co. Ltd. подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое будет управлять проектами строительства арктических челночных танкеров дедвейтом от 42 до 120 тыс. тонн. Эти танкеры будут вывозить нефть с российских месторождений.

«Усиленного ледового класса», «арктические» — это важные характеристики будущих судов дальневосточного комплекса, потому что проекты шельфовой добычи развиваются и в дальнейшем их будет всё больше. Понятно, что это значительно усложняет задачу судостроителям, которым потребуются новые технические и технологические решения. 

Соглашение между «Роснефтефлот» («дочка» крупнейшей российской НК) и Marine Chemical Research Institute Co. Ltd. («дочка» ChemChina), тоже подписанное в день президентского визита, предполагает проведение испытаний в ледовых условиях специальных покрытий арктического класса.

Фото: Евгений ШЕСТАКОВ

И газ — по морю

Что ещё будут строить на «Звезде»? По словам И. Сечина, морские буровые (разведочные и добычные) платформы. Они потребуются в первую очередь его же компании, которая всё больше и больше «выходит» в море. 

Но особое место займут специальные танкеры и суда-газовозы — одно из приоритетных направлений судоверфи. Они, предположительно, понадобятся не только тем компаниям, что осваивают шельф, но и для транспортировки газа с материковых месторождений России. Это, как сказал И. Сечин, «потребует уникальных технических решений, большинство из которых российскому судостроению предстоит осваивать впервые».

Разработка проектной документации для строительства танкеров-газовозов типа «Афрамакс» скоро начнётся — компания «Звезда-Хендэ» (совместное предприятие дальневосточного ССК и Hyundai Samho Heavy Industries Co., Ltd) и ЦКБ «Лазурит» заключили договор об этом. 

А французская инжиниринговая компания «Gaztransport & Technigaz» (GTT) сделает техническую оценку возможностей судоверфи строить системы хранения сжиженного газа мембранного типа (соглашение подписано). Они понадобятся для приобретения лицензии GTT на строительство судов-газовозов.

Больше заявок, хороших и разных!

Сейчас в портфеле заказов судостроительного комплекса 14 судов. Но расчёты экономической эффективности показывают, что к 2035 г. необходимо, чтобы он увеличился до 178 заказов на средние и крупнотоннажные суда, плюс морскую технику.

«Важно как можно быстрее выйти на решение главной стратегической задачи — начать выпуск полноценной линейки средних и крупнотоннажных судов и морской техники, — сказал при посещении дальневосточного судостроительного комплекса президент страны. — Уже утверждён перспективный план загрузки предприятия до 2035 г. Рассчитываю, что он будет выполнен. Будем за этим следить, потому что это — одно из ключевых условий успешной работы предприятия. Не только „Роснефть“, но и „Газпром“, и „Новатэк“, и другие наши компании должны выполнять этот план и вовремя делать заявки и, может быть, даже большие заявки, потому что потенциал перевыполнения этого плана у „Звезды“, безусловно, есть».

Справка
Судостроительный кластер строится на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (консорциум «Роснефтегаза», «Роснефти» и «Газпромбанка»). Его пилотную загрузку обеспечивает крупнейшая российская НК, активно ведущая на Дальнем Востоке шельфовые разработки и добычу углеводородов.

Фото: Евгений ШЕСТАКОВ

Кстати

Акционером «Роснефти» стал стратегический инвестор. Не только представители компании, но и аналитики рынка сочли это хорошей новостью.

Крупный игрок на нефтяном рынке Китая — энергетическая компания «Хуасинь» приобрела 14,16% доли в акционерном капитале крупнейшей российской нефтяной компании у международного консорциума, куда входят швейцарская Glencore и катарский фонд Qatar Investment Authority. Этот консорциум, напомним, в прошлом году выкупил у нашего государства пакет в 19,5% акций. 

Почему же так скоро решено продать большую его часть? В консорциуме это объясняют изменением некоторых макроэкономических параметров. Но, по мнению наших нефтяников, важнее другое — что пакет продан дороже цены приобретения. По сообщению Glencore, примерно на 16% выше средней цены бумаг компании за последние 30 дней.

Российские нефтяники нового партнёра называют стратегическим инвестором и рады его появлению, тем более что с ним знакомы. У компаний есть соглашение о стратегическом сотрудничестве по проектам разведки и добычи в Западной и Восточной Сибири, а также взаимодействию в нефтепереработке и нефтехимии, торговле. Есть и 5-летний контракт на поставку российской сырой нефти в Китай.

«Мы рады, что это акционером стала именно китайская корпорация, — прокомментировал новость Игорь Сечин. — В продолжение этой сделки мы договорились с руководством корпорации, подписали соответствующие документы об их участии в ряде наших проектов на территории России в качестве миноритарных акционеров. Прежде всего речь идёт о серии добычных проектов в Восточной Сибири, рассматривается вопрос участия в нефтехимических и других проектах». 

А аналитики американского инвестиционного банка Merril Lynch назвали эту сделку «символом уверенности стратегических инвесторов в нефтегазовом секторе России».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах