Но его уже, как мантру, повторяют чиновники, политики, аналитики, производственники и аграрии. А у отечественных разработчиков меж тем родилось слово более прорывное - «импортоопережение».
Переходим на своё
«Наши учёные занимаются разработками, направленными даже не столько на импортозамещение подчас устаревших продуктов и технологий, которые продавали нам, сколько на импортоопережение», - говорит гендиректор Объединённого центра исследований и разработок НК «Роснефть» (РН-ЦИР) Дмитрий Пономарёв.
Большинство видов масел выпускают отечественные производители из российского же сырья. Однако многие компоненты и присадки, применяющиеся в основном для премиальных (в первую очередь синтетических базовых) масел, закупаются за рубежом.
Нефть, прежде чем станет маслом, должна пройти переработку и этапы очистки. И то, и другое делается с помощью катализаторов. А они-то в большинстве своём импортные и дорогие. При этом нам действительно продают то, что разработано много лет назад, и только с большой натяжкой попадает в категорию современных продуктов и технологий. То же можно сказать и о других нефтепродуктах, даже бензине.
Однако у крупнейшей российской нефтяной компании уже есть собственные катализаторы. Переход её заводов на выпуск бензинов стандарта «Евро-5», который происходит сейчас, - это одновременно и переход на отечественные технологии их производства.
В РН-ЦИР разработаны катализаторы и для получения базовых масел, в том числе высокоиндексных. Помимо низкой себестоимости и технологических удобств (не нужны очень высокие температуры) наши масла, в отличие от многих зарубежных, смогут работать в диапазоне температур от -70°С до +250°С. А значит, обширная арктическая программа «Роснефти» не увязнет в загустевшем на морозе масле. Разработкой этих технологий в центре успешно занимаются лаборатории д. т. н. Игоря Арутюнова и к. т. н. Светланы Заглядовой.
«Помимо синтетических масел продолжаем заниматься минеральными, в том числе белыми высокой степени очистки. Их используют в текстильной, пищевой, медицинской промышленности и ветеринарии. Летом мы получили заключение, что они по физико-химическим и иммунологическим показателям превосходят импортные аналоги. Это важно для производства на их основе биопрепаратов, в частности вакцин», - продолжает гендиректор.
Пуля увязнет, кислота не съест
Самый, пожалуй, впечатляющий пример импортоопережения - это зелёный порошок, который держит в руках д. х. н. Наталья Беспалова, завлабораторией каталитических превращений олефинов. Это тоже катализатор - металлокомплексный. «Сейчас не все фракции нефтехимических производств используются полностью и эффективно. Мы же разработали технологию их использования для производства полимеров, которые по своим характеристикам превосходят многие известные пластики, в том числе на основе эпоксидных смол», - объясняет она.
Тем самым учёные создали совершенно новый класс полимеров - по сути, материал будущего. В его основе вещество с труднопроизносимым названием: полидициклопентадиен. Но можно не выговаривать, а посмотреть и пощупать, как он выглядит в реальности. Прозрачные и непрозрачные пластины жёлтого, чёрного, других цветов, в зависимости от того, какие композиты добавлены - с угле- или стеклонаполнителем. Лёгкие, но очень прочные, не теряют своих свойств в температурном диапазоне от -60°С до +300°С, устойчивы к воздействию кислот, щелочей, влагостойки. А это значит, что их можно использовать в машино- и судостроении, в авиа- и космической промышленности, где пластик в последнее время активно вытесняет металл, а также нефтегазовой отрасли для производства, к примеру, труб.
Ещё одна их особенность - высокая ударная вязкость. Что это значит? Пуля застревает в материале. То есть даже для бронежилетов и брони автомобилей он подойдёт. К тому же это экологически безопасный пластик. 250 г катализатора, защищённого российскими и международными патентами, достаточно, чтобы получить 5-6 т полимерных изделий.
В лаборатории газохимии, возглавляемой к. х. н. Михаилом Михайловым, другая установка - на ней получают нефть. Из… газа. Причём в центре разработали технологии и катализаторы для двух типов таких установок: крупнотоннажных - для больших заводов, где можно перерабатывать природный газ, и в компактном исполнении - для работы на месторождениях, где излишки попутного нефтяного газа остаются даже после использования его для обогрева и обеспечения технологических процессов. Сейчас уже идёт проектирование такой опытно-промышленной установки на одном из заводов «Роснефти».
В лаборатории же работает завод в миниатюре. Здесь получают как жидкие, так и твёрдые синтетические углеводороды. Продукция мини-завода - на столе рядом. Колба с прозрачной жидкостью - это высококачественная синтетическая нефть, в ней нет серы, асфальтенов и смол. А контейнер заполнен чем-то белым, напоминающим парафин.
Оказывается, это… дизель, точнее, дизельная фракция. В ней содержится до 70% чистейшего топлива, которое можно получить с помощью катализаторов. Вот такие чудесные превращения происходят там, где нацелены на то самое импортоопережение.