Примерное время чтения: 4 минуты
1313

Где учиться. В РФ появился рейтинг вузов по качеству подготовки в сфере ИИ

В России впервые опубликован рейтинг вузов по качеству подготовки специалистов в сфере искусственного интеллекта. Его представил замминистра образования РФ Андрей Омельчук на международной конференции Сбербанка по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey.

Зачем нужен новый рейтинг

Минобрнауки РФ планирует к 2030 году выпускать не менее 15,5 тысячи специалистов в сфере искусственного интеллекта ежегодно, заявил Андрей Омельчук. Квалифицированные кадры необходимы, чтобы выполнить поручение президента Владимира Путина о массовом внедрении искусственного интеллекта во все отрасли экономики, социальной сферы и систему госуправления России. 

Готовить тысячи специалистов будут отечественные вузы, эффективность которых и призван оценивать новый рейтинг, объяснил Омельчук. Главным критерием оценки станет востребованность выпускников у работодателей, сказал замминистра, отвечая на вопрос корреспондента aif.ru.

«Востребованность выпускников у работодателей — это самый большой, важный и значимый критерий. Оценка на 45% зависит именно от этого. Проще говоря, это самый важный измеритель того, насколько качественно вуз готовит специалистов. По сути, оценку качества дает сам работодатель», — сказал замминистра.

Непосредственное участие в разработке рейтинга принял «Альянс в сфере искусственного интеллекта», который объединяет ведущие технологические компании России. В «Альянс» входят Сбербанк, Яндекс, Газпром нефть и еще восемь крупных участников рынка — главные работодатели для специалистов по ИИ. Всем им, а также еще более чем тысяче отечественных компаний, которые работают в сфере искусственного интеллекта, постоянно требуется большое число квалифицированных кадров, отбор которых облегчит рейтинг.

Какие вузы признаны лучшими

Лучшими по качеству подготовки специалистов в сфере искусственного интеллекта в России признаны НИУ «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт (МФТИ) и Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Им присвоен рейтинг «А+».

При этом даже эти вузы не получили наивысшей оценки «А++», поскольку им «есть куда расти», пояснил Андрей Омельчук. Тем не менее, программы ВШЭ, МФТИ и ИТМО по искусственному интеллекту признаны «золотым стандартом» для всех остальных вузов, которые тоже стремятся давать качественное образование, сказал он.

Рейтинг «А» в 2023 году получили МГУ им. Ломоносова и СПБГУ, рейтинг «В+» — МГТУ им. Н. Э. Баумана и УрФУ им. Б. Н. Ельцина, рейтинг «В» — НИЯУ «МИФИ», СПбПУ Петра Великого и Университет Иннополис в Татарстане. Рейтинги «С++» и «С+» достались ННИГУ в Новосибирске, Финуниверситету при Правительстве РФ, КазФУ, МАИ, РАНХиГС, РЭУ им. Г.В. Плеханова и НИТУ «МИСиС».

Всего в рейтинге дана оценка качеству работы 71 вуза Центрального федерального округа, 39 из которых — столичные. Из Приволжского федерального округа в рейтинг попали 29 вузов, 24 университета — из Северо-западного федерального округа, и еще 22 — из Сибирского федерального округа.

Что учитывает рейтинг

Хотя главный критерий оценке в рейтинге — это востребованность выпускников, в нем есть и многие другие составные части, которые все вместе определяют положение вуза в списке более, чем наполовину, рассказала исполнительный директор дирекции академических партнерств Сбера Ольга Цуканова.

Составители рейтинга оценивают учебные заведения по актуальности научных разработок, качеству образовательной среды и работе со школами. Важно, насколько вуз заявлен в научной повестке, как часто его студенты и сотрудники участвуют в ведущих конференциях и публикуются в рецензируемых журналах.

Качество образовательной среды в вузе определяют по уровню подготовки абитуриентов, по общему уровню культуры, атмосферы и комфорта учащихся. Рейтинг также учитывает партнерство вуза со школами в проведении олимпиад по искусственному интеллекту.

В итоге все вузы-участники рейтинга оказываются разбиты на 12 групп, начиная с группы А (лидеры) и до группы «Е» (отстающие). Это должно стимулировать конкуренцию между ними, чтобы лидеры не расслаблялись, а отстающие активнее работали над качеством подготовки студентов, отметил Андрей Омельчук.

С помощью рейтинга будущим студентам стало проще выбрать себе образовательную организацию, а бизнесу — с меньшими затратами найти специалистов под свои запросы, заключил замминистра образования.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах