Президент, председатель правления Сбера Герман Греф с 2007 года на своей должности смог проявить себя в качестве инновационного стратега, использующего все актуальные наработки мирового менеджмента инноваций. Он показал, как одну из крупнейших постсоветских корпораций можно превратить в инновационную многопрофильную компанию с разветвленной экосистемой.
Глава Сбера рассказал в интервью журналу «Стимул» о проблемах национальной инновационной системы и о том, как их можно решить.
Спрос и предложение
Драйверами развития инноваций являются высокая конкуренция в отраслях, развитая инфраструктура и предложение на рынке.
По мнению Грефа, инновации возникают тогда, когда на них есть спрос, а его главным драйвером, в свою очередь, является высокий уровень конкуренции.
«Главная проблема нашей экономики — отсутствие спроса на инновации. А что является его главным драйвером? Высокий уровень конкуренции. У нас недостаточный уровень конкуренции, недостаточно отраслей, которые находятся в условиях глобальной конкуренции, и, соответственно, у нас низкий спрос на инновации. Сейчас он подрастает, но, к сожалению, не теми темпами, которые хотелось бы видеть», — считает он.
Также для развития инноваций должна быть создана инфраструктура и существовать предложение на рынке.
Греф рассказал, что активно заниматься инновациями начали в нулевые годы.
Тогда была попытка создать институты развития. Первым стала Российская венчурная компания. Далее была попытка превратить ВЭБ в институт развития, а в десятые годы была попытка создать Сколково, где создавались условия для стартапов, для развития инновационной культуры.
Главная проблема инновационной инфраструктуры, по мнению Грефа, — отсутствие консистентности в ее создании. «Мы создавали какие-то институты развития точками то там, то там, то там, но это не летает, если не создать целиком „трубу“», — считает глава Сбера.
Креативные стартапы
Он подчеркивает, что инновации заработают тогда, когда все стадии их развития будут на хорошем уровне, когда будет создана необходимая среда в учебных заведениях.
Для этого студенты и школьники, которые хотят заниматься предпринимательством, должны получить поддержку в виде инфраструктуры — это инкубаторы, акселераторы. Тогда они смогут получить капитал на апробацию своих идей, развивать уже свои состоявшиеся стартапы и получать более позднее финансирование, размещаясь при этом в технопарках а-ля «Сколково».
При этом, как отмечает Греф, должны быть рынок капитала и рынок покупателей, которые в конце концов приобретают их проект.
«Есть проблема: все равно недостаточная воронка, очень небольшое количество стартапов. Очень часто наши предприниматели пытаются просто повторять какой-то опыт, который они видели где-то за рубежом. Недостаточно креатива, недостаточно новых идей, это критически важно», — считает глава Сбера.
По его мнению, все нужно начинать со школ и университетов, это должно воспитываться на ранних стадиях. Предпринимательство нужно сделать одним из ключевых предметов формирования предпринимательской культуры, среды для детей, подростков и молодежи.
Эксперименты и поиск креативных идей должны быть поддержаны соответствующим финансированием. После этого возникает запрос на соответствующую инфраструктуру. Поэтому нужны инкубаторы, акселераторы, венчурный капитал для ранних стадий.
Греф отмечает, что классические фонды начинают инвестировать на более поздних стадиях, а вот на более ранней стадии в России критически тяжело найти капитал. «Мы создали венчурный фонд ранних стадий, и он один из немногих в стране, финансирующих начинающие стартапы», — рассказал он.
Далее Греф подчеркивает важность акселератора, в который может прийти предприниматель с идеей. За короткий период времени он получает навыки маркетинга, продаж, создания продукта, продуктовой экспертизы и может пройти за два‒шесть месяцев расстояние в несколько лет.
«Мы лет пять назад создали такой акселератор для посевных компаний — Sber 500, отсмотрели десятки тысяч стартапов за это время и выпустили достаточно большое количество компаний. Мы делали это совместно с одним из крупнейших и успешных в мире акселераторов и венчурных фондов — 500 Global (ранее 500 Startups), что позволило нам получить необходимый опыт. И мы видим, насколько подобный акселератор востребован. Затем мы создали акселератор для школьников, и он, на мой взгляд, просто экстремально успешен. И потом мы создали еще акселератор SberStudent — для студентов, аспирантов, научных сотрудников вузов», — рассказал он о создании Сбером акселераторов.
Также Греф подчеркнул необходимость рынка венчурного капитала. И отмечает важность развития рынка капитала и рынка покупателей.
Очень важно стимулировать крупные компании, по его мнению, к развитию инноваций.
Поддержка государства
По мнению главы Сбера, весь путь от рождения маленького инновационного предпринимателя до выхода его на рынок и дальнейшего развития должен быть прописан и государством поддержан. «Я не знаю ни одной страны в мире, которая построила бы инновационную экономику без очень серьезной поддержки государства. Мы в свое время изучили опыт целого ряда стран, и везде, где государство не вкладывалось в это, ничего не получилось. Сингапур, Ирландия, Китай — они сделали колоссальный скачок за счет государственной поддержки», — рассказал он.
Инновации, по словам Грефа, очень тонкая сфера. Она зиждется на культуре. Нужно создавать культуру со школьной и вузовской скамьи, отбирать лучших, связывать науку с предпринимателями.
«Если вы посмотрите крупных ученых Стэнфорда, Гарварда, они все без исключения очень богатые люди. Они все либо экспериментируют сами, создают стартапы, либо подталкивают учеников участвовать вместе с ними в каких-то стартапах. Просто на удивление, насколько они все ориентированы на предпринимательство. Университеты дают возможности и поощряют занятия эти. Если вы поедете в MIT, в Стэнфорд, вы увидите огромные бизнес-инкубаторы и акселераторы там», — поясняет он свою мысль.
На чем стоит любая современная организация
Любая современная продвинутая организация строится в трех направлениях: Research, Education и Business.
Греф рассказал, что когда он пришел в Сбер, это была огромная корпорация. После того, как начали меняться технологические процессы, стало понятно, что необходимо заниматься подготовкой собственных кадров. Был построен собственный корпоративный университет.
«Мы в какой-то момент поняли, что нам нужно идти в инновации. У нас сегодня работают 14 лабораторий „СберНауки“, с большим количеством ученых, которые занимаются и фундаментальной, и прикладной наукой», — рассказал Греф.
По его мнению, эффективная организация может существовать в инновационной экономике, только опираясь на бизнес, науку и образование. Без этого невозможно развиваться ни компаниям, ни университетам, ни бизнесу.
Принципы осуществления деятельности
У зрелых компаний нет права на ошибку, именно поэтому любая организация должна быть построена на управлении тремя модальностями: Run, Change и Disrupt.
Run — это управление процессами, то есть everyday business, когда одна и та же операция повторяется каждый день. Второе — это Change, проектный менеджмент. Третья составляющая — Disrupt, инновационная деятельность.
«Пока ты маленький стартаповец, можно рисковать. Но дальше, когда у тебя появляется какой-то sustainable бизнес, ты должен внедрять вот этот самый Run — everyday business. Вторая часть — это Change. Там возможны и необходимы эксперименты, до того как ты создаешь что-то, что уходит в промышленное использование. И третья часть — инновационная, Disrupt. Там креативность, критическое мышление, терпимость к ошибкам и готовность потерять деньги. И эта культура должна быть институционально поддержана. Венчурные компании, в том числе государственные венчурные фонды, должны иметь право на ошибку и право на то, что они потеряют деньги, и списать эти деньги. Это нормально. А государство должно поощрять это. Я говорил, что мы потеряем несколько миллиардов долларов из бюджета на инвестициях не туда, потому что early stages investment — это девяносто процентов не туда. А десять процентов окупают все остальное. Но зато мы создадим триллионную экономику за счет тех людей, которые на этих ошибках научатся», — считает Греф
Образовательные программы в школах и вузах
По мнению Грефа, во все образовательные программы без исключения нужно внедрять соответствующие предметы, которые дают всем студентам вне зависимости от их специальности основы предпринимательства, менеджмента, финансов и soft skills, развивающих навыки принятия решений, креативность, критическое мышление.
Также необходимо создание и развитие венчурных фондов.
«Таких фондов должно быть в нашей стране ну хотя бы сто-двести — тогда это работает. И инфраструктура биржевая, в том числе внутри страны, должна быть, свой Nasdaq нужен», — считает глава Сбера.