ВЦИОМ приводит любопытные цифры: если в 2016 году 62% жителей страны считали, что повышение зарплаты – основная мотивация для улучшения производительности труда, то сейчас таких 45%. Согласно выводам социологов, стимулирующий вес денег падает. Видимо, исходя из этого, в Госдуме предложили вернуть на предприятия доски почёта как способ морального поощрения. Можно ли так замотивировать и удержать работников?
Против
Евгений Курдюков, фрезеровщик, г. Липецк
Доска почёта, вымпелы, благодарности и прочее – это, конечно, хорошо. Но я бы рассматривал все эти нематериальные варианты исключительно как дополнительное поощрение лучших работников. Главный мотиватор повышения производительности труда – это всё-таки достойная зарплата. Которая выплачивается регулярно, повышается вслед за инфляцией и на основании достижений человека.
Если тебе нечем кормить детей и платить за квартиру, если нет возможности раз в год поехать отдохнуть и поправить своё здоровье, вряд ли возможность стать «почётным работником» заставит тебя трудиться лучше. Пока не удовлетворены какие-то базовые потребности, мне кажется, не стоит удовлетворять и более «высокие».
Кроме того, надо понимать, что все люди разные. Одним нужно общественное признание своих заслуг. Другие, наоборот, не любят привлекать к себе излишнее внимание. А от хорошей зарплаты точно никто не откажется.
Я сам всю жизнь проработал на станках, на заводе, был однажды и на Доске почёта. Безусловно, приятно, когда твой труд замечают… Но независимо от нахождения моего фото в рядах передовиков я всегда получал приличные деньги, на которые мог содержать свою семью. Поэтому хотелось работать.
И молодёжь стремилась попасть к нам. Да, работа на производстве никогда лёгкой не была, зато зарплатой у нас никого не обижали.
Итог: нематериальная мотивация работает, только когда выполнен «зарплатный минимум». Но если предприятие не считает нужным тратить деньги на поощрение сотрудников, всё остальное не имеет смысла.
За
Екатерина Карпенко, управляющий партнёр рекрутингового агентства «ТИРС»
Работодатели сегодня находятся в условиях жесточайшей конкуренции за кадры.
Растёт промышленность, рынку труда нужны токари, монтажники, водители, операторы сложной техники. А молодёжь предпочитает идти в курьеры, таксисты, на маркетплейсы – туда, где нагрузки меньше.
Зарплаты на предприятиях сейчас достаточно высокие, поэтому одним только регулярным их повышением работника уже не удержать и не замотивировать. Бизнесу пора перестать мыслить стереотипами десятилетней давности. Недостаточно просто посулить человеку хороший доход, потому что конкуренты могут предложить ещё больше. Гораздо успешнее в этом случае оказывается система привилегий: бесплатное питание, доставка до места работы и обратно, детские праздники, подарки, путёвки в санаторий и пр.
Психологию труда никто не отменял. Эффект от увеличения зарплаты через какое-то время нивелируется, потому что человек начинает реализовывать больше своих потребностей. И сможет ли работодатель выдержать эту бесконечную гонку на повышение? Поэтому признание заслуг, уважение по-прежнему важны, как и устойчивость самого предприятия. Молодым людям хочется видеть себя в развивающихся компаниях. И на это работодателю надо делать акцент.
В нашей практике немало примеров, когда человеку предлагалась работа на, казалось бы, не слишком интересных финансовых условиях, но он всё равно выбирал её, потому что видел потенциал компании.