На днях стало известно, что «Аэрофлот» поделил своих бортпроводников по цветовым группам: зелёные — элита, а красные — аутсайдеры: они летают только внутри страны и в самых тяжелых условиях. Но это — лишь часть суровых правил компании. О том, что происходит внутри крупнейшего авиаперевозчика, aif.ru рассказал источник — действующий сотрудник.
Стюардесса по имени Юлия ознакомилась с новыми правилами и нашла себя в «низшей касте». В красную группу её занесли в том числе за «внешний вид». Такого сотрудница стерпеть не смогла и уволилась. А в отместку опубликовала в соцсетях скриншот из таблицы, где четко видны причины попадания в «низшую касту» — среди них не только внешний вид, но даже взятый больничный лист.
Впрочем, цветовая сегрегация — лишь часть суровых правил компании. Если бортпроводница не нравится начальству — ее запросто могут выжить, заставив работать на износ. О трудной работе в небе aif.ru рассказал источник в авиакомпании.
Цветовая дифференциация
«Зелёная группа» — элита бортпроводников. Такие сотрудники могут летать на международных рейсах и спецрейсах (то есть обслуживать высокопоставленных чиновников и селебрити). Стюарды из «оранжевой» группы не могут летать на спецрейсах. «Синюю» группу лишают приоритетных направлений. «Жёлтую» — полетов на международных рейсах. «Красную» группу лишат вообще почти всего, оставят только внутренние рейсы. Причем чаще всего с большим количеством ночных перелетов, ранних рейсов и «развороток» — рейсов туда-обратно. Они считаются самыми тяжелыми, так как нет возможности отдохнуть «на земле».
Хотя, сами сотрудники отмечают: деление бортпроводников было всегда, просто сейчас его вывели на новый уровень.
СТС — старый, толстый, страшный
Например, в 2017-м в «Аэрофлоте» случился скандал. СМИ узнали о том, что гендиректор компании решил бороться с сотрудницами, у которых, по мнению руководства, недостаточно подходящие параметры фигуры. Кроме того, в «списке отверженных» оказались стюардессы 35+.
Разумеется, в трудовых договорах не пишут, что полнота или возраст являются основанием для уменьшения зарплаты. Просто таких девушек не ставят на международные рейсы, за которые платят больше. Кроме того, они летают короткими рейсами внутри страны (жалованье рассчитывается из количества летных часов).
«Им ставили “плохие” рейсы: ночные, давали мало командировок, они летали шесть дней с одним выходным. И вот тогда они начали увольняться», — рассказал aif.ru источник в авиакомпании.
«СТС» — так себя в шутку называли девушки, которые были дискриминированы работодателем. Аббревиатура расшифровывается как «старые, толстые, страшные». Сотни стюардесс были «выбракованы» из-за веса, размера одежды и возраста. Одна из них — 41-летняя Евгения Магурина — тогда даже подала в суд.
Берут измором
«Я завтра полечу в 14-й рейс за месяц, у меня уже полуобморочное состояние», — пишет в чате сотрудников стюардесса, прося помощи в составлении заявления о неравномерном распределении нагрузки.
Другая жалуется: 10-летний опыт работы в первом классе оказался перечеркнутым, поскольку человек заболел на Новый год. Теперь, по новым правилам, бортпроводница находится в «красной зоне» со всеми ее тяготами.
Каста аутсайдеров получает все самое трудное: ранние явки, ночные смены и множество «развороток». При этом, по словам источника, такое деление на «зоны» — очень субъективно. «Есть сотрудница с 10-летним стажем, хорошим английским, которая не ходит на больничные и не имеет замечаний. Но ее отправили в красную группу, которая летает “разворотки” по России, только потому, что какой-то инструктор написал ей перед рейсом: “Туфли недостаточно блестели, из пучка торчало пару волос”», — говорит собеседник aif.ru в авиакомпании.
При этом, рассказал собеседник, личные симпатии — единственное, что может помочь сделать карьеру. Если человек не нравится руководству, его не поставят на обучение на «бизнес», не дадут новые типы самолетов, не поставят обучение на старшего проводника. А, значит, его или ее ждет только самая тяжелая работа.
Сами виноваты
Сегодня в руководстве авиакомпании «Аэрофлот» прошло собрание. По словам источника, бортпроводникам в ответ на их возмущение сообщили: «Сами виноваты. Вы знаете, почему каждый попал в тот или иной список...».
Ранее бортпроводники «Аэрофлота» начали подписывать петицию на Change.org с просьбой отменить кастовую систему. Однако собеседник aif.ru уверен: люди, которые сейчас участвуют в коллективных жалобах, делают себе только хуже. Поскольку о скандале скоро все забудут, а сотрудников нынешнее руководство поставит в такие условия, при которых работать будет невозможно.