Стать главным бухгалтером, инженером-метрологом, пожарным и даже руководить организацией, которая занимается государственной кадастровой оценкой, скоро смогут люди без профильного высшего или среднего специального образования. Минтруд подготовил проект приказа, которым для трех с лишним сотен профессий и специальностей допускается принимать на работу людей без диплома о соответствующем образовании. Им будет достаточно лишь подтвердить свою квалификацию, сдав профессиональный экзамен.
Такой метод профессиональной аттестации закреплен законом о независимой оценке квалификации.
«Свидетельство о квалификации подтверждает готовность специалиста выполнять трудовые функции самостоятельно и компетентно, фактически, оно говорит о том, к каким профессиональным задачам человека можно допускать, – объясняет заместитель гендиректора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович. – Диплом же говорит о том, как и чему учился человек. Часто профессиональная биография складывается так, что человек, имеющий одно профильное образование, работает в другой, не совпадающей с профилем его образования сфере деятельности и получает необходимые знания и умения на практике. Таких людей не всегда нужно отправлять на профессиональную подготовку, можно предложить им пройти профессиональный экзамен и подтвердить квалификацию. Для каких специальностей неформальное образование допустимо, а для каких может быть опасно, должно решать профессиональное сообщество».
В список, предложенный Минтрудом, вошли самые разные специальности. Автомеханики, аппаратчики, операторы, дефектоскописты, инженеры, контролеры, резчики, сварщики, самые разные специалисты, эксперты, а также парикмахеры, портные, визажисты и косметологи. Всего больше 300 профессий.
«По специальности, полученной в вузе, работают только четверо из десяти россиян, – констатирует президент рекрутингового сервиса SuperJob Алексей Захаров. – Каждый восьмой считает своей главной карьерной ошибкой неправильный выбор профессии. Люди относительно легко находят работу не по своей специальности – официальная безработица сейчас находится на рекордно низком уровне. Поэтому такой список вряд ли будет иметь смысл».
Вместо помощи взрослым людям в смене профессии Захаров предлагает сосредоточиться на реформе системы образования, чтобы свести такую потребность у будущих поколений к минимуму. Для этого надо ясно сформулировать цели этого процесса, сосредоточиться на индивидуальных результатах каждого школьника и ввести курсы, которое сформируют у подростков установку на постоянное самосовершенствование и грамотное поведение на рынке труда.