Проекты в нефтяном секторе должны отвечать требованиям промышленной безопасности, охране труда и энергоэффективности. Современные технологии позволяют повысить надежность и экологичность при эксплуатации подобных объектов.
Главный инженер проектов Александр Попов начал свой карьерный путь с работы оператором технологических установок 4-го разряда. В дальнейшем ему удалось стать экспертом в своей области, открыть собственную компанию и получить статус профессионального инженера России. Александр рассказал о пути в профессии, инженерном деле и специфике работы в проектах нефтяного сектора.
— Александр, вы всегда хотели быть инженером? Как вы пришли в профессию?
— Да, с самого детства. Я рос в семье нефтяников и с маленького возраста был окружен всем, что связано с инженерным делом. Моя семья работала на заводе в Волгограде. Именно там я работал до 2017 года и вырос от оператора технологических установок 4 разряда, был печником на установке получения кокса, до инженера-конструктора, пока не захотел развиваться самостоятельно.
После работы на нефтеперерабатывающем заводе, где вы играли важную для компании роль в качестве инженера-конструктора, вы решили создать свою компанию, в которой занимаете должность генерального директора и исполняете функции главного инженера проектов. Последние три года ваша прибыль увеличивалась на 100% год к году, так как вы имели значимые проекты в сфере нефтепереработки. Благодаря чему вам удалось построить успешный бизнес в такой высококонкурентной сфере нефтяной отрасли?
Можно задать сразу встречный вопрос: что такое успешный бизнес? Успешных бизнесов, по моему субъективному мнению, не бывает. Почему? Сам по себе любой бизнес — это проект, над которым необходимо много и усердно работать, чтобы бизнес начал как маховик раскручиваться. Его инерция позволит вам заниматься большим количеством дел. Благодаря чему — благодаря труду.
Допустим, вы грамотный специалист на старте создания компании, но кто вас знает, кто готов с вами работать, кто готов поставить на вас, заключить контракт и реализовать свой проект? Таких единицы. И, как я полагаю, на старте ты должен браться за самые трудные и невостребованные проекты, то, от чего многие отказываются. Уйдя с Волгоградского НПЗ, я уже имел репутацию: меня знали как специалиста, со мной работали другие компании, нанимая меня как эксперта в оценки проектов по промышленной безопасности, но работать все равно пришлось немало.
— Значит, вы не только занимаетесь проектами, но и выступаете в качестве эксперта. Насколько мы знаем, вас приглашала авторитетная экспертная организация на протяжении 4 лет в качестве эксперта-аудитора для проведения независимой экспертизы технических решений проектов и оценки соблюдения технико-экономических показателей и энергоэффективности. Расскажите подробнее, как вас пригласили и в чем суть вашей оценки?
— Все верно, в качестве эксперта я выступаю уже давно, примерно с 2016 года моим мнением интересовались другие главные специалисты компаний для решения определенных вопросов с безопасностью и технологическим процессом, в том числе по автоматизации процесса. После 2018 года меня приглашала экспертная организация для проведения экспертного аудита проектов, на выявление узких мест, связанных с промышленной безопасностью, автоматизации и отклонения проекта от действующих норм. Моя оценочная работа заключалась в поиске ошибок и несоблюдения норм закона, дачи рекомендаций на исправление основных ошибок и недочетов проектов. Результатами работы стали экспертные заключения, которые были приняты заказчиками. Внесенные корректировки в проекты позволили получить положительное заключение экспертизы.
— Судя по процессу оценки, для того, чтобы быть приглашенным экспертом-аудитором в такую компанию, необходимо быть, действительно, профессионалом высокого уровня и авторитетом в инженерной сфере, каким вы и являетесь. Какие другие ваши достижения сыграли роль в том, что вас пригласили экспертом-аудитором?
— Конечно, без опыта никуда. Стать экспертом-аудитором в своей сфере достаточно трудно, не каждый идет по этому пути. У меня это как второстепенная ветвь развития. Это помогает быть всегда на уровне, следить за основными изменениями в законодательстве. Что требуется помимо опыта, — это аттестация в РТН, включение в реестр НОПРИЗ, полученная квалификация и многое другое. Заслуги, связанные с получением признания, являются бонусом к совместной работе.
— Все эти заслуги и квалификация позволяют вам руководить успешной компанией «ПРИАС» в настоящем. Благодаря плодотворной работе управляющего с функционалом главного инженера вам удалось выполнить такие крупные и опасные проекты, как строительство склада готовой продукции в городе Тюмень или модернизация опасных объектов. В чем специфика работы в такой сфере?
— Это безопасность. Проекты должны отвечать требованиям промышленной безопасности, пожарной безопасности, охране труда, экологии и, кроме того, энергоэффективности. Здесь тонкая грань, ведь все, что безопасно, даже с минимальными затратами не всегда энергоэффективно. За 13 лет работы в этой сфере мной было выполнено свыше 70 проектов при работе на ЛУКОЙЛ и свыше 100 проектов при работе в нынешней компании, составлено множество отчетов об обследовании. Благодаря вниманию к безопасности некоторые мои работы освещались в СМИ, например, как вы отметили, строительство склада в Тюмени. Можно выделить и некоторые работы, которые были наиболее специфичными. Например, проект по техническому перевооружению старых многотопливных автозаправочных станциях (МАЗС). Впервые мной разработана установка, позволяющая в минимальное время выполнить отвод паров СУГ с площадки слива/налива в автоцистерны и удалить пары на безопасное расстояние. Разработанная технология позволила повысить надежность и безопасность при эксплуатации МАЗС.
— Получается, этот проект по техническому перевооружению старых АГЗС вносит вклад в индустрию безопасной эксплуатации. По какой причине данное решение не было изобретено ранее и что в нем было особенного?
— Я бы сказал, нестандартный подход и проявление креатива. Проект по техническому перевооружению МАЗС — на первый взгляд работа стандартная, сделать автоматизацию МАЗС. Но «вылез» один пункт — обеспечить сдувку сжиженного углеводородного газа на участке слива при проливе с автоцистерны. Тут проявили творчество, и, что самое интересное, в сети никто не публиковал, как выполнить требование нормативного документа пожарной безопасности по обеспечению движения потока при проливе сжиженного углеводородного газа, обеспечив требуемую скорость потока. Мы сделали это, до нас эту задачу никто не решал. Причина отсутствия ранее разработанной технологии, я думаю, в том, что эта установка не приносит прибыли, не нацелена на получение экономического эффекта и влияет на безопасность. Уникальность данной разработки в том, что она была разработана мной впервые, установка позволила повысить надежность и безопасность процесса при сливе/наливе АЦ. Разработанная установка имеет практическое применение на трех МАЗС, принадлежащих крупной нефтяной компании.
— Значит, ваш проект массового использования, его можно применять на любых газовых заправках?
— Да, можно применять на любых заправках, на которых отгружаются СУГ, и только в рамках нашего контракта технология была реализована на трех МАЗС. Несомненно, наша установка получит более масштабное распространение, я решил написать статью в авторитетном журнале с подробным раскрытием методики и расчета оборудования.
— Правда ли, что в подобных профессиях всегда не хватает кадров?
— Правда, критически не хватает, особенно в регионах, например, в Волгограде. Вы спросите: «Почему в городе с таким количеством институтов не хватает специалистов?» Ответ прост: часть из тех, кто отучился, не могут себя реализовать в проектировании, так как реальная работа сильно отличается от института, здесь надо «пахать», а многие выбирают направление в сфере строительства, вахты и уже обратно не возвращаются. Другая причина — это амбиции и желание реализовать себя в Москве, переехав и устроившись там на работу. Могу сказать, что уровень зарплат потихоньку сравнивается в результате конкуренции. И думаю, самая популярная причина — это популизм гуманитарных наук, ведь этот вопрос надо было поднимать еще в 2000-е года, когда на факультет экономики ажиотаж, а на химико-технологический факультет — на порядок меньше. Все желали стать финансистами, экономистами, бухгалтерами, а сейчас IT-специалистами. Мало кто хочет проектировать канализационные системы или вентиляцию. Рынок со временем лишается опытных специалистов, например, они уходят на пенсию, а на замену им никто не приходит, или приходят «молодые специалисты», которые имеют желание работать по полученной специальности, однако требуется время, чтобы они стали опытными специалистами.
— Вы много рассказали про бизнес и кадры, вы управляете командой из 30 отличных специалистов, например, и как вам это удается и какие личные навыки требуются?
— Кадры, конечно, решают многое, но и личные навыки должны быть. Если на старте у вас достаточный капитал, то вы наймете себе грамотного главного специалиста, который задаст направление развития компании. Но как в моем случае, я сам себе и специалист, и эксперт, и директор. Амбиции и навыки, полученные в ходе работы на крупном НПЗ, позволили мне стартовать, и мой опыт рос с объемом полученных работ. Каждая последующая работа давала бесценные знания. Поэтому сегодня я не полагаюсь на кадры в руководстве проектом, я сам являюсь главным инженером проекта, осуществляю контроль и исполнение проектов высокой степени сложности. Конечно, в штате есть и другие главные специалисты, но ключевые проекты я веду сам.
— Какие советы вы, как эксперт, дали бы тем, кто хочет работать в вашей области?
— Думаю, лет 5-7 назад бы сказал: ничего не бойтесь и смело двигайтесь вперед к своей мечте, открывайте бизнес, погружайтесь в этот мир с головой и упорным трудом добивайтесь успеха. Но сегодня могу пожелать удачи и сказать, что вы смельчаки, если решили стартовать сегодня в этой сфере. Открыть фирму нетрудно, удержаться первый год еще тяжелее, потерять все через пять лет элементарно.