АиФ.ru побеседовал с предпринимателями Ростова-на-Дону, которые рассказали, почему на Дону невыгодно выращивать раков, хотя спрос на продукт высок круглый год. Раков в рестораны Левбердона везут даже из Турции.
Владелец ресторана-раковарни Ростова-на-Дону Вячеслав называет цену —1500 рублей за кило готовых раков — это наесться одному человеку.
За восемь лет цена выросла в три раза. И не только потому, что инфляция. Местного, донского рака с каждым годом в реках и прудах становится меньше из-за его беспощадного вылова любителями быстрой наживы.

Психолог раков — это пиар-ход
На деликатес есть круглогодичный спрос, поэтому селяне, несмотря на угрозу крупного штрафа, добывают пресноводного всеми доступными методами.
А вот выращивать в прудах рака, как например, рыбу, не получилось.
Заговорил я с ресторатором и о новости, которая уже месяц гуляет в СМИ: одна раковарня приглашает на работу психолога для раков.
«Они недавно открылись, поэтому придумали такой пиар-ход, — поясняет предприниматель. — В действительности же раку не помогут песни и почесывания, чтобы он стал жирнее и вкуснее, как требуют в вакансии от психолога. Но что-то в этом смешном моменте есть — у нас, например, половина раков — привозные, им, наверное, нелегко переносить дальнюю дорогу».
По словам владельца раковарни, на Дону невыгодно выращивать раков потому, что членистоногие не успевают расти — их съедают из-за большого спроса.
«У нас в Ростовской области раков очень любят продавать и есть, а вот воспроизводить — редкое занятие, — поясняет он. — Есть один предприниматель в Волгодонске, который выращивает австралийского рака — но тот рак в три раза дороже обычного, поэтому товар штучный, и я не видел его на наших прилавках».

Раков едят по тонне в день
По данным Минсельхоза Ростовской области, промысловые запасы раков насчитывают 17,1 тонны в год, в регионе существует две компании и три индивидуальных предпринимателя, которые занимаются разведением раков.
АиФ.ru нашел главного поставщика раков — не только в знаменитые на всю страну рестораны левого берега Дона и Ростова-на-Дону, но и по всей России.
Бизнесмен Андрей Бабков (Таганрог) занимается оптовыми поставками раков по всей стране. Главный снабженец раками улыбается, услышав цифру «17,1 тонны».
«Один Ростов-на-Дону в месяц съедает в два раза больше, а летом — и в три. В день город-миллионник поглощает около тонны раков, — поясняет Андрей Бабков. — Несмотря на большой спрос, донского рака у нас не выращивают, потому что бизнес невыгодный. Рак медленно растет — три-четыре года — и быстро дохнет. Многие пытались заняться этим производством, но не получается».
По мнению Андрея Бабкова, ростовский рак — самый вкусный и жирный из-за места своего обитания, поэтому и самый дорогой, но его немного. Поэтому торговые сети общепита вынуждены покупать продукт в других местах.
Если в ресторанах на левом берегу реки Дона в меню написано «донской рак» — это скорее всего неправда. А пишут так, чтобы заработать.
Наибольшим объемом в ресторанах Ростовской области представлен волжский рак, основной поставщик — это река Волга, где живут членистоногие.
Везут раков в Ростов-на-Дону из Саратова, Астрахани, даже Алтая, Татарстана, Северного Казахстана.
До 2015 года раков привозили из Армении, но теперь оттуда поставки прекратились.
Если брать дальнее зарубежье — то это Турция. В Ростов-на-Дону деликатес из этой страны поступает в июле и в октябре.
«В зависимости от времени года в Ростове едят раков из определенных мест, — поясняет Андрей Бабков. — После зимней спячки первым на столах появляется донской рак — в марте и апреле. Потом привозят раков с реки Волги и Алтая, в июле — из Турции. Осенью есть любой рак. Поэтому осенью он наиболее дешевый. Зимой самый дорогой рак. Пиковая годовая цена — 23 февраля».

Кто в России больше всего съедает раков
Ростов-на-Дону — абсолютный чемпион в стране по поеданию раков (одна тонна в день).
На втором месте сосед — Краснодар. Столица нашей родины Москва только на третьем месте.
В Топ-7 поедателей раков входят Самара, Волгоград, Саратов и Екатеринбург.
Пару лет назад в Ростове-на-Дону был горячий спор по поводу туристического бренда Дона.
В этой конкуренции раки в итоге проиграли донской ухе. На логотипе разместили забавную деталь — ложку ухи с усами рыбы над ней.
Интеллектуальное поражение членистоногих с большим сочувствуем прокомментировал ростовский профессор Бесарион Месхи: «К сожалению, в России не везде могут правильно есть наших раков, а некоторые и вовсе не едят их».