В Президентской академии проанализировали прогноз Правительства РФ по развитию экономики страны в среднесрочной перспективе. Всё возможно, сначала предстоит серьезно поработать.
Суть прогноза
Весной этого года Минэкономразвития России подготовило сценарные условия функционирования экономики и основные параметры прогноза социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу до 2027 г. Документ был одобрен правительством 23 апреля. Что нас ждет в 2025-2027 гг. по версии этого ведомства:
- рост инвестиций на уровне 3% в год;
- рост потребительской активности — на 3,7% в год;
- рост реальных доходов населения — около 3% в год;
- рост устойчивый экономики на уровне 2,3-2,4% в год;
- номинальный ВВП к 2027 году превысит 237 трлн рублей.
«Сохраняются и риски, — отметил представивший правительству доклад глава Минэкономразвития Максим Решетников. — Со стороны внешних условий это, прежде всего, замедление мировой экономики в целом и экономик стран — основных торговых партнеров России, а также продолжение санкционного давления».
Эксперты Института прикладных экономических исследований Президентской академии Алексей Ведев, Владимир Еремкин, Константин Тузов и Марина Ковалева проанализировали правительственный сценарий.
Устойчивость к давлению
Анализируя основную часть макропрогноза, авторы отметили, что по многим показателям он повышен по сравнении с предыдущими оценками. В первую очередь на это повлияла общая позитивная динамика в российской экономике последнего времени. А именно: ускорение роста ВВП и большинства отраслей промышленности, продолжающийся рост потребительской активности, некоторое замедление инфляции. Иными словами, российская экономика демонстрирует неплохую устойчивость к постоянным попыткам недружественных государств усилить санкционное давление.
«Прогноз динамики ВВП, представленный Минэкономразвития России, выглядит выверенным и объективным, — отмечают ученые. — В текущем году наблюдается продолжение позитивных тенденций в большинстве секторов экономики, что может обеспечить рост на уровне 2,8% по итогам 2024 г. Дальнейшие темпы роста выше 2% будут во многом обеспечиваться внутренними факторами, такими как рост инвестиций, доходов населения и потребительской активности».
Все дело в людях
На данный момент серьезным ограничителем для развития страны выступает предложение рабочей силы.
«Очевидно, что нужны новые меры для балансировки на рынке труда, — говорится в аналитической записке. — Это, в частности, снижение барьеров при трудоустройстве, увольнении и переводе работников; пересмотр нормы сверхурочной работы и др. Такие меры должны детально обсуждаться с работодателями и бизнес-ассоциациями до их внедрения».
Проблема не только в том, что в стране не хватает рабочих. Их дефицит можно покрывать за счет привлечения, например, трудовых мигрантов. В некоторых отраслях фиксируется огромный дефицит высококвалифицированных управленческих кадров. Одним из способов его преодоления могло бы стать расширение Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. Естественно, повышение производительности труда, как способ преодоления кадрового голода, тоже никто не отменял.
«Вместе с тем, — отмечают авторы, — макропрогноз указывает на тот факт, что принимаемые сегодня меры дадут свои первые плоды не ранее 2027 г., поскольку процесс это медленный и требующий решения нетривиальных задач».
Оптимистично и реалистично
В целом, — делают вывод сотрудники Президентской академии, — представленный прогноз можно охарактеризовать как сдержанно оптимистичный. По многим параметрам достижение целевых значений выглядит вполне реалистичным. Для того чтобы правительственный прогноз сбылся, авторы предлагают обратить дополнительное внимание на ряд сфер.
Так, весьма важна бесперебойная работа и развитие всех существующих инструментов поддержки инвестиций. Например, программы «Фабрика проектного финансирования». Это проект ВЭБ.РФ с участием коммерческих банков, направленный на финансирование приоритетных секторов российской экономики.
Есть также инструмент, именуемый инвестиционным налоговым вычетом. Проще говоря, это уменьшение ставки налогообложения для компаний, которые не проедают прибыль, а вкладывают ее в производство.
Также, по мнению авторов исследования, для инвестиций могут быть использованы средства из Фонда национального благосостояния.