Для банков
Банки сами выступают инициаторами присвоения им определённого места в рейтингах. На сегодняшний день в мире существует три авторитетных рейтинговых агентства — «Moody.s», «Fitch Ratings» и «Standart &Poor.s», они работают на российском рынке уже больше 10 лет. Из отечественных фирм среди профессионалов ценится рейтинговое агентство «Эксперт РА».
Чтобы специалисты оценили степень их надёжности, банки вынуждены предоставлять агентствам практически ту же документацию, что и при аудиторской проверке. Подкупить рейтинговые агентства, чтобы они дали необоснованно высокую оценку банку, — нереально: их бизнес держится на честной репутации. Достаточно одного «прокола» — и данные проштрафившегося агентства перестанут котироваться. Многие думают, что банки заинтересованы получить рейтинг для последующей демонстрации своим клиентам. Но в действительности эти данные нужны в первую очередь для их контрагентов — тех структур, у которых сам банк одалживает деньги. И здесь есть чёткая закономерность: чем выше рейтинг надёжности банка, тем под более низкие проценты ему дадут в долг. И наоборот. Поэтому даже те банки, которым в силу определённых причин «не светит» получить высокий рейтинг, всё-таки обращаются в агентства. Ведь даже с низким рейтингом шансов получить в долг больше, чем совсем без рейтинга.
Для клиентов
Для рядовых клиентов рейтинги — это информация, на которую однозначно стоит ориентироваться при выборе банка. Но есть один нюанс — важно не путать рейтинги с ренкингами (когда публикуются таблицы, где банки и другие финансовые структуры выстраиваются в зависимости от какого-то одного показателя, например уставного капитала или количества клиентов). Парадокс заключается в том, что у банка с капиталом 100 млн. долл. рейтинг может быть гораздо выше, чем у банка с капиталом 300 млн. долл. И всё потому, что рейтинг оценивает не какую-то одну сторону финансовой структуры, а её эффективность в целом.
Найти список рейтингов банков при желании не составит труда. Можно зайти на веб-сайты агентств или выбранного вами банка. Если банку присвоен рейтинг, он этим гордится и обязательно помещает соответствующую информацию на своей интернет-странице.
Для ПИФов
Существуют рейтинги страховых компаний и ПИФов. Бизнес этих финансовых структур строится на аккумулировании (сборе) денег населения и их дальнейшем инвестировании (вложении). Рейтинговые агентства оценивают то, как идёт управление средствами, по каким критериям компания выбирает инвестиционные проекты. Поэтому те, кто заказывает себе экспертную оценку, вынуждены очень чётко прописывать на бумаге схему принятия решений.
Но есть парадокс. Прибыльность ПИФов не гарантирует его надёжность. Дело в том, что в прошлом году прибыль могла зависеть исключительно от умелых решений одного-единственного управляющего. А если предположить, что этот управляющий перешёл работать в другой фонд, что случится с вашими накоплениями? Поэтому рейтинговые агентства в своих исследованиях стараются рассматривать весь потенциал компании, чтобы понять, насколько она способна выжить в тех или иных условиях.
Кстати
Рейтинги периодически пересматриваются. Агентства отслеживают смену собственников банков, их сделки. Если они начинают проводить рискованные операции, когда могут быть потеряны крупные суммы, то рейтинг понижается. Влияют на рейтинги и внешние факторы. Например, в середине президентского правления Владимира Путина все мировые рейтинговые агентства изменили оценку кредитоспособности ведущих российских компаний. Стал важен показатель, насколько та или иная компания тесно связана с государством. Как несложно догадаться, компаниям, близким к власти, рейтинг подняли. Хотя в нормальной экономике, наоборот, ценится независимость.
Сергей КУДРЯШОВ, эксперт по вопросам инвестиций ИК «ФИНАМ»