Сейчас Артёму 32, он — ровесник «АиФ»; работает вице-президентом по управлению венчурными фондами* крупной инвестиционной компании.
Очередь из инвесторов
За время, прошедшее после окончания «Бауманки», он стал обладателем 19 патентов на разработки в области компьютерного распознавания изображений и трёхмерного сканирования.
Именно с распознаванием лица по его геометрической информации была связана дипломная работа Юхина.
— Я узнал от антропологов, что на черепе любого человека есть некие ключевые, устойчивые точки. Их взаиморасположение, расстояния между ними не меняются с годами, и при этом для каждого его биометрическая информация является индивидуальной, — рассказывает Артём. — То есть мы имеем дело с биометрическим кодом человека, причём пожизненным. Значит, можно сделать сканер, который с помощью инфракрасного излучения будет находить эти точки на лице и преобразовывать всю геометрическую информацию в матрицу. А матрица будет храниться в базе данных как индивидуальный код человека. И его можно использовать для идентификации личности. Теоретическое обоснование метода я вместе со своим однокурсником Андреем Климовым запатентовал ещё в 1999 г.
Первые инвесторы нашли Юхина сами — увидели публикацию о его методе в научном журнале. Это был итальянский венчурный фонд. Однако в тот момент изобретатель не мог предложить им ничего, как говорится, пощупать — были лишь идеи и теоретическое обоснование. Итальянцы исчезли. И тогда Юхин с партнёром приняли смелое решение: нужно самим ездить по миру и устраивать презентации. Однако с голой теорией соваться к капиталистам не имело смысла. Финансируя проект на свои деньги и деньги друзей, молодые люди в течение года смастерили прототип трёхмерной камеры на основе обычного цифрового фотоаппарата. Как работает метод трёхмерной идентификации лица, они демонстрировали прямо на представителях инвестиционных компаний.
— Это было убедительно. Многие из них видели подобные вещи только в голливудских фильмах, — улыбается Артём.
В конце концов инвесторы буквально встали в очередь. Учёные уже сами выбирали из трёх фирм — корейской, американской и всё той же итальянской, которая вновь возникла на горизонте. Две первые предлагали хорошие условия, но вели себя агрессивно, оставляли авторам идеи мало свободы.
А итальянцы оказались вдумчивыми и терпеливыми. При этом Юхин настоял на собственной стратегии развития и выдвинул условие: все разработки должны вестись в России. Несмотря на то что головной офис их компании базировался в США, исследовательская лаборатория располагалась в Москве, где работала команда из 60 специалистов, выпускников ведущих вузов страны. Первый объём инвестиций составил 10 млн. долл.
Мировое признание
После трагедии 11 сентября 2001 г. все заговорили о необходимости усиления мер безопасности, а технологии идентификации личности стали востребованы как никогда. ООН признала, что самым надёжным методом являются отнюдь не отпечатки пальцев или распознавание по радужной оболочке глаз, а именно биометрия лица. После этого компания, основанная Артёмом Юхиным, принимала участие в программе биометрических паспортов США и Евросоюза, разрабатывала системы мобильного сканирования лица для пограничников и дорожной полиции. Сегодня технологии 3D-сканирования используются во многих крупных аэропортах мира.
Несмотря на все привлечённые инвестиции (они составили более 30 млн. долл.), прибыль компания начала приносить лишь в 2003 г. Затем оборот с каждым годом рос. Правда, Артём уже отошёл от дел — у него появились другие проекты на ту же тематику.
— Для меня были важны не столько деньги, сколько то, что практически с нуля удалось создать новую отрасль — трёхмерное распознавание лица, — говорит он. — В настоящее время это огромный бизнес по всему миру, и приятно осознавать, что я там был одним из первых.
* Венчурные фонды осуществляют инвестиции в сфере новейших научных разработок.