При санитарной норме в 55 дБ в мегаполисе множество мест проживания, где уровень шума достигает 65-90 дБ.
— В домах около автомагистралей должна устанавливаться шумоизоляция, — заявил Юрий Лужков.
Тем самым градоначальник указал на основной источник громкого звука в столице: интенсивное транспортное движение. Да, на автомобили сейчас приходится 90% акустического загрязнения. Но примечательно, что москвичи этот шум практически перестали замечать: из пяти жалоб на громкий звук лишь одна имеет отношение к транспорту.
Куда больше горожан беспокоят строительные работы, ведущиеся в неположенное время — ранним утром, а то и посреди ночи. С начала года на предмет сверхнормативного шума ГПУ «Мосэкомониторинг» проверило 120 строек, в 30% случаев у компаний отозваны разрешения на ночные работы. Но почему вообще, имея городской закон о тишине, ночью в столице ведётся строительство, которое априори не может быть тихим?!
Медики называют безопасным для здоровья уровень шума 50 дБ — разговор средней громкости. Но в законе никакие нормы не прописаны, поэтому при оценке той или иной ситуации разные эксперты исходят из своих представлений о допустимых значениях. Так получилось, что за норму стали принимать 55 дБ, а это, как нетрудно заметить, уже превышает безопасный уровень, который определили врачи. Но даже с учётом завышенной нормы экологи делают неутешительный вывод: 85% городских территорий находится в зоне повышенного шума, а 3,5 млн. москвичей проживают в акустически неблагополучных местах.
Неудивительно, что жители столицы жалуются на расстройство слуха в два раза чаще, чем обитатели тихих провинциальных городов.
Чем это грозит?
— Резервы организма истощаются, в какой-то момент изменения в органе слуха становятся необратимыми, — утверждает врач-аудиолог Марина Паукова. — У человека, например, может появиться „субъективный шум в ушах“ — он начинает слышать навязчивые звуки, не имеющие реального источника. Это один из характерных недугов жителей современного мегаполиса. У тех же, кто подолгу находится в условиях, где уровень шума превышает 90 дБ, со временем развивается тугоухость. 90 дБ — пороговое значение для нашего слуха, но на московских автомагистралях такой уровень стал привычным фоном, многие его не замечают. Что уж говорить о метрополитене — там громкость достигает 100 дБ. У машинистов поездов уже после первого года работы выявляют изменения в слуховых органах.
Впрочем, страдают не только органы слуха. Фоновый шум, окружающий нас в течение всего дня (а кого-то — и ночью), постепенно расшатывает организм, воздействуя на нервную систему. На этой почве развиваются сердечно-сосудистые заболевания и расстройства желудочно-кишечного тракта. При стабильном уровне шума в 60-80 дБ человеку грозят ухудшение памяти, снижение внимания, гипертония, язвенная болезнь.
Алгоритм выживания
Чтобы хоть как-то облегчить свою жизнь в громком и неспокойном городе, нужно следовать простым правилам.
- Избегайте долгого пребывания в условиях повышенного шума — не более двух часов в день ездить на метро, слушать громкую музыку и т. д.
- Устраивайте дома сеансы релаксации: запритесь на 15 минут в хорошо изолированной комнате, закройте глаза и отдохните, включив запись природных шумов (пение птиц, шелест листвы).
- Если вас беспокоят навязчивые звуки улицы, задумайтесь о смене окон. Плотные рамы — ещё не гарантия тишины. Куда важнее расстояние между стёклами — оно должно быть около 10 см, не меньше.