Отечественные авиакомпании бьют тревогу по поводу завершения периода беспошлинного ввоза в страну пассажирских самолетов из-за рубежа. Так, российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта намерена просить правительство продлить льготный режим. Большая часть иностранных авиалайнеров, используемых российскими перевозчиками, последние годы ввозились беспошлинно в режиме процедуры временного ввоза, говорится в письме гендира авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергея Скуратова, пишут «Известия». Этот режим был принят решением комиссии Таможенного союза в июне 2010 года и был ограничен сроками до декабря
По словам Скуратова, со следующего года отечественным компаниям придется платить ввозные пошлины почти на весь парк самолетов. «Очевидно, что данная обязанность является невыполнимой и приведет к неминуемому банкротству всех российских авиакомпаний либо к необходимости резкого повышения стоимости перевозок», — полагает он.
Так, размер таможенной пошлины с одного авиалайнера, привезенного в РФ из-за границы, может достигать до 6 миллионов долларов. В таком случае компании совсем скоро могут начать платить до 40% от цены их воздушного парка, что весьма дорого для небольших региональных перевозчиков.
Введение пошлин не способствует развитию экономики
Большая часть парков российских авиаперевозчиков состоит из иностранных самолетов — порядка 70% от общего числа авиалайнеров. Учитывая размеры вводимой пошлины и общее состояние отечественного авиапрома, можно предположить, что многие авиакомпании прекратят свою деятельность из-за невозможности следовать новым правилам, полагает ведущий эксперт «Инжиниринговой компании 2К» Сергей Воскресенский. По его словам, доход существующих в РФ региональных перевозок невысок, а введение ввозной пошлины могло бы стать для них неопреодолимым препятствием не только на пути к достойной конкуренции, но и просто к существованию в данной отрасли.
Решение о введении таможенных пошлин российское правительство должно принять до 1 июля 2013 года. Однако это не означает, что авиакомпании с 1 января 2014 года начнут оплачивать пошлины за уже ввезенные воздушные суда, поскольку постановление Таможенного союза рассчитано на 5 лет после отмены беспошлинного ввоза, объяснил АиФ.ru аналитик «Финам» Алексей Захаров.
Иными словами, те самолеты, которые авиаперевозчики приобрели до 31 декабря текущего года, могут совершенно спокойно эксплуатироваться. Более того, рассуждает эксперт, если брать в расчет то, что в России хорошо развита практика переноса всевозможных запретов, то действие постановления может быть продлено. Если же выяснится, что на это потребуется много времени, правительство введет те же самые льготы, только по-другому их оформит, считает Захаров. В качестве примера он привел случаи, когда на год продлевалось обязательное оборудование самолетов системами столкновения с землей, и как долго тянулась история с введением топлива Евро-3.
Что касается «гигантов» отечественной авиации, такие компании, как «Аэрофлот», «Трансаэро», «S7 Airlines» в состоянии устоять на рынке перевозок, однако суммы пошлин для них так же значимы, как и для небольших представителей пассажирской авиации. «Сегодняшняя авиационная промышленность мало что может предложить пассажирам, поэтому, скорее всего, крупнейшие авиакомпании продолжат пользоваться импортными воздушными судами. То есть введение пошлин не открывает новых перспектив в отечественном авиастроении и не способствует развитию российской экономики, вопреки ожиданиям», — заявил Воскресенский корреспонденту АиФ.ru.
Пошлины ценам на билеты не указ
Эксперты спешат успокоить клиентов авиакомпаний — серьезного повышения цен на билеты ожидать не стоит, потому что никто не отменял внутренней конкуренции. Конечно, можно было предположить, что для того чтобы окупить появившиеся траты в виде 20%-х таможенных пошлин, перевозчики начали бы искать способы сбалансировать расходы с доходами. «С другой стороны, вряд ли стоит ожидать несоразмерно крупных повышений, так как в данном случае для авиакомпании это будет нецелесообразно — многие пассажиры могут просто найти замену этому виду транспорта или использовать воздушные суда только при необходимости», — рассуждает Воскресенский.
Не видит оснований для паники относительно роста стоимости билетов и Захаров. Даже если перевозчики захотят их поднять, мотивируя свое решение тем, что через четыре года им придется платить таможенные пошлины, такой исход маловероятен. Дело в том, что в России не очень хорошо обстоит ситуация с платежным спросом — по разным оценкам услугами авиакомпаний пользуются только 6% населения, а если цены взлетят, число «летающих» граждан опустится еще ниже, особенно это заденет внутренние перевозки. «Просто так, ни с того ни с сего повысить цены — это достаточно сложное дело, которое сразу отразится на пассажиропотоке, а доходы авиакомпаний не вырастут на столько, чтобы об этом можно было бы идти на такие шаги», — резюмирует Захаров.