Георгий Бовт, политолог
Недокладывают золота
Когда-то эта война шла за содержание золота или серебра в монетах. Многие властители за изделия ремесленников норовили платить монетами, при чеканке которых использовалось меньше драгоценных металлов. А потом эти изделия продавали уже за полновесные деньги. Потребители вели свою войну: обрезали монеты по кругу и отливали из обрезков слитки, пока однажды чеканщики не догадались делать рифлёные боковины.
Специально заниженным курсам валют своим процветанием в XX веке во многом обязаны и послевоенные Германия и Япония, а потом и успешные азиатские страны. Обрезанными, так сказать, монетами они оплачивали труд своих производителей, а продукты их труда после экспортировали в страны, у которых валюты были дорогие.
Благополучие Китая на этом, пожалуй, и до сих пор строится. Китайцы вынуждены покупать американские доллары и складировать их в своих подвалах (накопилось там уже почти 3,3 трлн долл.), чтобы не допустить падения американской и роста своей валюты. Это могло бы сделать невыгодным экспорт китайских фуфаек и тапочек, за счёт которого живут сотни миллионов человек в Поднебесной. Американцы много лет ворчат по этому поводу, но без особого рвения. Зато они могут печатать много новых долларов для стимулирования своей экономики и создания новых рабочих мест без опаски разгона инфляции - китайцы эти бумажки вынуждены консервировать у себя.
Курс стабилен?
Сейчас главными валютными агрессорами считают Японию и США. В Японии много лет свирепствует дефляция - цены падают, что приводит к снижению выпуска продукции, росту безработицы. За последние годы курс иены укрепился примерно на 60%. Это гибельно для экономики страны, нацеленной на экспорт. Под лозунгом борьбы с дефляцией и обещания печатать деньги до тех пор, пока в стране не появится хотя бы 2%-ная инфляция, баллотировался в премьеры Синдзо Абэ. И его избрали. В США впрыском денег в экономику пытаются её оживить. Там нет дефляции, а инфляция меньше 2% (те же китайцы помогают), и печатный станок будет работать, пока не начнётся серьёзный рост числа рабочих мест.
Что же Россия? Эта война для нас, как говорится, очень сбоку. Главный российский экспортный продукт - нефть - продаётся за доллары. Вряд ли слабый рубль поможет нашим производителям. Важнее, считают они, прекратить усиление налогового и административного давления, изгнать коррупционную составляющую из цены конечных продуктов. С другой стороны, укрепление рубля тоже ничего хорошего не сулит, так как приведёт к снижению конкуренто-способности товаров, которую снижать нам уже некуда.
Что же делает ЦБ РФ? В январе он покупает на внутреннем рынке около 600 млн долл. - впервые с прошлого мая. Что общего между январём-2013 и маем-2012? Переход отметки в 30 рублей за доллар. Похоже, ЦБ выбрал такую среднюю отметку курса рубля и как бы говорит правительству: мы боремся за сохранение устойчивости финансовой и валютной системы - ход за вами. И этот ход очевиден - изменить направление громадных финансовых потоков. Сейчас деньги в изобилии уходят из страны в более безопасные «гавани». Это, кстати, и охраняет нас от резкого роста курса рубля. Надо бы сделать так, чтобы деньги выгоднее стало вкладывать в России.