Спасательно-поисковые группы МЧС продолжают работать в Куйбышевском водохранилище на Волге, где в воскресенье днём затонул пассажирский теплоход «Булгария». Напомним, по последним данным, на борту судна находились 199 человек, из них спасти удалось 80, 13 признаны погибшими, остальные считаются пропавшими без вести. Водолазы осматривают внутренние помещения корабля, однако, как признали сами спасатели, шансов найти там выживших, практически нет.
Официальная причина катастрофы пока не названа, однако блогеры и СМИ уже выдвигают версии о том, что теплоход был в плохом техническом состоянии, не соответствовал требованиям безопасности и вышел в плавание, несмотря на крайне опасные погодные условия.
Так, по рассказам очевидцев и спасшихся пассажиров, судно уже при выходе из порта имело заметный крен на правый борт. Предположительно, корабль был перегружен (на борту было 18 незарегистрированных пассажиров), из двух двигателей работал только один, а топливный бак залили только наполовину.
— В момент ЧП судно двигалось на одном двигателе. Двигатель сломался еще до остановки в Болгарах, — рассказал выживший радист теплохода в интервью ИТАР-ТАСС. Кроме того, по его словам, «члены экипажа и пассажиры протестовали против того, чтобы выдвигаться дальше, а капитан не выходил на контакт с людьми и все-таки решил отправиться в рейс».
— Он не должен был выходить! Была плохая, штормовая погода! Обязанностью капитана было запретить выход в море, отказаться губить людей, — цитирует одну из спасённых пассажирок «Булгарии» Life News.
Как заявил радист, «кто-то дал ему (капитану. — Ред.) указание отправиться дальше». При этом ни самого капитана, ни членов его семьи, которые также находились на борту, найти пока не удалось. Старший помощник, по словам спасателей, «находится в неадеквате» и пока не может отвечать на вопросы следствия.
Пользователи форума речных путешественников также считают, что причиной трагедии мог послужить перегруз. Из-за него «Булгария» накренилась от удара волны, «зачерпнула» воды через иллюминаторы и затонула буквально в считанные минуты.
«Не факт, что народу было столько, сколько написано официально. Дело в том, что на борту было много детей, причем маленьких. По своему опыту знаю ... Берет семья, допустим 3- или
«Вовремя ОС (очистительная станция. — Ред.) вызывать надо и топлива наливать не 5 тонн, а побольше — и не было бы крена», — добавляет форумчанин и первый штурман Radiohead. — «При повороте пароходы кренятся в противоположную сторону, это знают все. Крен из-за отходов + крен из-за поворота + волнение и парусность... в итоге получилось то, что получилось. При волнении всегда поступает команда задраить иллюминаторы. Тут, похоже, этого не сделали и черпанули воды. Иллюминаторы там очень близко к воде — можно потрогать рукой на стороне, где крен».
Техническое состояние и обеспечение средств безопасности судна также оставляли желать лучшего, считают члены профессионального сообщества. И это, несмотря на то, что «Булгария», построенная в Чехословакии ещё в
«В свое время братские социалистические страны: ГДР, Чехословакия, Венгрия - построили и поставили в СССР много речных пассажирских теплоходов разных классов. Однако время шло, жизненно важные узлы, агрегаты и корпуса у них изнашивались, их необходимо было своевременно отремонтировать и заменить. Но никто особо этим заниматься не хотел. Это требовало крупных финансовых затрат. Все ограничивалось в основном лишь наведением внешнего лоска — наложением очередного слоя краски для показа проверяющим и выпуска судна в очередную навигацию», — пишет на форуме юнга Василий. По его словам, то же самое произошло и с «Булгарией»: «На крупных её снимках даже невооруженным глазом видно, как из-под краски в корпусе (особенно почти у самой ватерлинии) во многих местах проступает сильная коррозия. Видно, что о техническом состоянии теплохода никто особенно не заботился. Нынешние судовладельцы, фрахтователи, туроператоры, соответственно, не позаботились о безопасности, а лишь выжимали бабло из старенького судна до последней капли, наплевав на все и вся».
Тем не менее владельцы «Булгарии» отрицают версию о том, что судно могло быть неисправно. Как заявил представитель Камского речного пароходства, передавшего теплоход в аренду компании ООО «АргоРечТур» этой весной, «при передаче его (корабль. — Ред.) проверила специальная комиссия, дефектов выявлено не было».
Как бы там ни было, глава Татарстана Рустам Минниханов пообещал, что деятельность судовладельцев и тех, кто выпустил «Булгарию» в рейс, будет тщательно проверена. В свою очередь, президент РФ Дмитрий Медведев поручил проконтролировать расследование главе Следственного комитета Александру Бастрыкину.