В последнем раунде, недавно состоявшемся в Мосгордуме, выяснилось — годовой оборот жилищно-коммунального хозяйства составляет 100 млрд долл. А значит, коммунальщики просто так не отступятся. Тем более что система учёта и контроля да и самого управления многоквартирными домами столь запутана, что только ленивый не захочет украсть!
По мнению многих экспертов, катастрофа в жилищном хозяйстве берёт своё начало 1 марта 2005 года, когда в силу вступил новый Жилищный кодекс РФ и государство практически в одностороннем порядке сняло с себя обязательства по содержанию жилищного фонда. С этого времени начался активный процесс перехода управления многоквартирными домами от государственных к частным управляющим компаниям (УК). Осуществлялось это зачастую административными методами, без желания жильцов и по подложным документам. (О чём «АиФ» неоднократно рассказывал на своих страницах.) И в некоторых районах столицы получилось так, что ДЕЗов на сегодняшний день не осталось вовсе, как в Левобережном и Молжаниновском, к примеру. На Пресне дирекций — 37, а частных УК — 330. В районе Аэропорт государственных управляющих компаний — 2, частных — 234. В Свиблове — 26 государственных, частных — 135. На Соколиной Горе соотношение — 50 к 270. Но значит ли это, что качество получаемых москвичами жилищно-коммунальных услуг улучшилось? Отнюдь...
Стало только хуже
— Методы работы частных управляющих компаний нередко вызывают ухудшение качества обслуживания домов, — считает Андрей Клычков, депутат Мосгордумы. — А жители во взаимоотношениях с организациями практически не играют никакой роли, кроме выполнения обязанностей по кредитованию их услуг. В 8 из 10 случаев сметы расходов на управление многоквартирными домами собственниками не утверждаются, решения о проведении текущего ремонта и определение перечня необходимых работ, а также акты выполнения работ не согласовываются ни со старшими по домам, ни с ТСЖ и ЖСК.
А если вдруг правления товариществ или жилищных кооперативов в курсе дел УК, то и они до жильцов информацию доносить не спешат. Но чему тут удивляться, если председателями ТСЖ становятся, например, районные чиновники из числа руководителей ГУ ИСов — инженерных служб, ежемесячно «выставляющих» москвичам платёжки. Так, например, специалист ГУ ИС района Черёмушки И. Слуцкая управляла 60 ТСЖ, а специалист Н. Макеева из района Ломоносовский — 39!
Часто подобные «председатели» липовых объединений жильцов своим решением передают управление домами в частные управляющие компании. И хоть потом чиновники увольняются из ГУ ИСов, но дело-то сделано: УК уже ворочает миллионами бюджетных средств, и поймать частника на воровстве руки коротки даже у Контрольно-счётной палаты Москвы.
Суд, да и только?
В теории, если жильцы недовольны работой управляющей компании, они могут её заменить, наняв другую. Но было просто на бумаге, да забыли про овраги. На деле сменить зарвавшуюся в своём ничегонеделании компанию не так-то просто — сопротивление столь велико, что напрашивается вывод о сговоре. Дело доходит до суда, где волокитится не один месяц. К сожалению, с частными компаниями возможно разбирательство только через суд, а с государственными через административную систему — что проще. Поэтому в Госдуме считают, что ЖКХ надо вернуть в зону ответственности государства и восстановить вертикаль госуправления «коммуналкой». По данным депутата Валерия Рашкина, эта сфера занимает
Ещё одна боль — квитанции за оплату услуг. Мало кто из москвичей способен понять, за что конкретно платит круглую сумму, обозначенную в графе «Обслуживание дома». Когда некоторые дотошные жильцы добиваются этого через суд, выясняется, что на разовую уборку одного подъезда уборщица тратит 600 вёдер воды. Невозможно выяснить, сколько электроэнергии или тепла потрачено на общие нужды, но деньги с нас за это берут ежемесячно! И ещё один парадокс: у тысяч московских домов юридически не определены границы земельного участка, но при этом за обслуживание придомовой территории сумма также выставляется раз в месяц.
Есть
По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, муниципалитеты должны включиться в работу по наведению порядка в товариществах собственников жилья и управляющих компаниях.
— Эта работа должна быть проведена качественно, чтобы мы имели цивилизованные формы ТСЖ и УК, — заметил С. Собянин.
Но мы их до сих пор не имеем. Почему?
Об этом — в следующих номерах «АиФ».