Виртуальным гидом по экспозиции России на «ЭКСПО-2010» работает персонаж по имени Незнайка. Впрочем, ломящиеся на выставку китайцы ничего не знают про его сомнительные похождения в Солнечном городе и на буржуазной Луне. Для них это Сюэ-Сюэ, молодой человек, ищущий знания.
Себя показать
Пожалуй, надо быть очень смелыми людьми, чтобы доверить рассказ об экономике, науке и культуре России именно Незнайке. Организаторам выставки смелости было не занимать, к тому же они сперва обратились к страноведам с вопросом, каким способом лучше всего донести до населения Китая положительный образ России. Те объяснили: китайцы — как дети, они любопытные и верят в сказки. Сюэ-Сюэ в широкополой шляпе как раз и рассказывает им сказки про российские уникальные наночернила (!), сочинскую Олимпиаду и экологически чистое биотопливо. К тому же сам российский павильон внутри оформлен в стиле Цветочного города, где растут пластмассовые подсолнухи величиной со спутниковую тарелку и клубника чуть поменьше ядра Царь-пушки. В общем, скучной нашу экспозицию точно назвать нельзя!
Не все 190 стран, представленных на выставке, пошли по такому же пути. Огромный китайский павильон был собран по принципу советской Выставки достижений народного хозяйства (добротно, но без особой фантазии) и обошёлся в 80 млн долл. Зато маленький павильон Саудовской Аравии стоил аж 135 млн. В японском показывали роботов, в голландском — тюльпаны, в итальянском — «Феррари» и спагетти, во французском — Родена и Гогена...
...Часа через четыре понимаешь: смотреть надо не на экспонаты. Смотреть надо на посетителей, с неудержимостью реки Янцзы текущих на выставку с утра до вечера. Государство оплачивает гражданам Китая по 2 билета на семью, остальные приходится покупать за свой счёт. Стоит это по китайским понятиям немало — до 300 юаней, больше 40 долл.
Других посмотреть
Среди посетителей можно увидеть кого угодно — от грудных младенцев до парализованных стариков, которых родственники возят на инвалидных колясках. Жители Поднебесной всё время что-то фотографируют. Вот один из не самых популярных павильонов — ирландский. Очередь туда всего минут 15 (в китайский — 6 часов, в российский — 4). «Это что за люди с музыкальными инструментами?» — спрашивают посетители персонал. «Это рок-группа «U2». Посетители фотографируются с фотографией Боно. «А это что за скучный господин?» — «Это Джеймс Джойс, классик ирландской литературы». Снимаются на фоне Джойса. «А это кто за стеклянной дверью?» — «Это наши менеджеры совещаются». Плевать, снимаются на фоне менеджеров и идут дальше...
Китайцы так долго жили за Великой стеной, что готовы знакомиться со всем остальным миром хотя бы виртуально. Люди, ежедневно приходящие на «ЭКСПО», — это китайская провинция, не избалованная заграничными вояжами. На выставку они ходят, как на работу. Даже когда в начале сентября на Шанхай обрушился ураган и ливень стоял стеной, а по улицам текли реки, посетители не оставляли своих постов в очереди к павильону РФ. Войдя внутрь и отряхнувшись, они тут же вставали в новую очередь — посмотреть вблизи на огромное изображение атомохода «Россия». Кому не доставалось ледокола, шли глазеть на девушек из пресс-службы — это были первые европейцы во плоти, которых они видели в жизни.
Читайте также:
Шанхай – 2010. Репортаж из города, застрявшего между ХIХ и ХХII веком