Но, поскольку незаметным его назвать нельзя, граждане стараются бороться с ростом цен на услуги. Каждый по-своему: кто-то законно, а кто-то нет.
Окна роста
Если посмотреть на темпы, с какими происходит ежегодное удорожание тарифов на услуги ЖКХ, можно заметить, что эти темпы намного опережают инфляцию в стране. Так, в 2008 году инфляция, согласно данным Росстата, составила 13,3%, в 2009 году, по предварительным итогам, — будет составлять около 9%.
В то же время практически все тарифы на коммунальные услуги подорожали за минувший год в среднем на 20-25% (см.таблицу). За два года (2008-2009) сильнее всего подорожало, как ни странно, холодное водоснабжение: аж на 68%. На 61% за два года выросли цены на отопление, почти на 63% — на горячую воду.
Если учесть выступления представителей коммунальных структур на различных форумах, посвященных состоянию ЖКХ в России, можно понять, что коммуналка дорожает не только из-за инфляции. Как минимум, в тариф включаются потери ресурсов, неизбежно возникающие при доставке их в дома потребителей. Эти потери поставщик ресурсов старается компенсировать — как правило, именно за счет потребителя. Кроме того, мы с вами платим за себя и за «того парня», который уже полгода выбрасывает счета в мусорную корзину. Если нормальный процент неплательщиков обычно держится на уровне 2%, то сегодня немало домов, где не платят 50% жильцов. Более того, многие теперь списывают свою неплатежеспособность на кризис и прочие сложные жизненные обстоятельства. Не думая о том, что у старушки-соседки, которая платит всегда в срок, могут быть обстоятельства и потяжелей.
Считайте сами!
Итак, что же делать с платежами, которые постоянно растут? Бойкотировать коммунальщиков и просто не платить, как уже было сказано выше, — не выход.
Если у вас уже накопилась задолженность – как правило, ДЕЗы и управляющие компании идут навстречу и помогают долг реструктурировать. Чтобы вас не постигли штрафные санкции, нужно составить соглашение с вашей эксплуатирующей организацией о реструктуризации задолженности. В этом случае у вас еще и сохранится право на субсидию, если вы на нее рассчитываете. Несознательным должникам субсидии не начисляются.
Кроме того, вы ничего не сможете сделать с ростом платежей, если платите по нормативу. Поможет только индивидуальный квартирный счетчик. Но просто установить такой – мало. Его нужно зарегистрировать в ДЕЗе или управляющей компании. Затем необходимо пойти в ЕИРЦ, если вы хотите сообщать данные счетчиков по телефону или заносить на личную страницу на сайте (логин и пароль выдается в ЕИРЦ). Безусловно, такая услуга очень удобна для «продвинутых» домовладельцев. Некоторые ДЕЗы и УК просто собирают квитанции с показаниями, устанавливая в подъезде свои почтовые ящики. А некоторым жильцам приходится каждый месяц ходить в ЕИРЦ – тут уж как повезет.
Но суть в том, что квартирный счетчик с постоянным отслеживанием вашего личного расхода воды убережет от серьезной переплаты. Общедомовой счетчик не поможет – общий расход просто разделят на всех. В одном из домов решили подвести трубу и залить рядом с домом каток, вода текла почти целые сутки, и платил за нее тот, у кого не было квартирного счетчика. Те, кто давно пользуется водомерами, признают, что существенно экономят – расходы на эти ресурсы сократились минимум в 2-3 раза!
О том, как сэкономить, отказавшись от ненужных или вовсе давно не существующих в доме услуг, — читайте здесь. Такая экономия может принести почти 2000 рублей.