Последнее обновление — 1 февраля 2015 года
Неделя о мытаре и фарисее в 2015 году выпадает на 1 февраля. С этой недели святая Церковь начинает подготовку православных верующих к Великому посту.
Евангельская притча рассказывает о важности искреннего покаяния. Именно из этой притчи - одна из самых коротких, но пронзительных христианских молитв «Боже, милостлив буди мне грешному!». Неделя о мытаре и фарисее выражает ту духовную истину, истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
АиФ.ru подготовил подборку картин, в разные века и эпохи отражающих суть и смысл притчи о мытаре и фарисее.
Лука 18: 10- 14. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Притча о мытаре и фарисее выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).Чтение этой притчи из Евангелия призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».
Мытарь олицетворяет кающегося грешника, а фарисей – человека, внешне соблюдающего благочестие, гордящегося этим и не видящего своих грехов. Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. - II веке по Р.Х. Они считали себя мудрыми и знающими. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3: 17-18).
В притче говорится, что фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, и перечислил свои достоинства, что он и молится, и постится. А затем поблагодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. Мытарь же, зная о том, что неправеден, обращался к Господу, не смея воззреть на небо, и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13).
©
Public Domain / Юлиус фон Каросфельд. «Фарисей и мытарь», 1860 г
Неделей о мытаре и фарисее Церковь напоминает о том, что трезвое видение своих ошибок и стремление исправить свою жизнь (покаяние – по-гречески – метанойя, перемена ума) – это и есть истинный путь к спасению, а гордыня, напротив, – главный источник грехов и причина гибели. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, Церковь желает предостеречь человека от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни.
Завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Притча - это призыв подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
©
Public Domain / Современная афроамериканская интерпретация (ок 1995 года. Из серии открыток, распространяемых миссией в Версале, Франция.
Лука 18: 10- 14. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Притча о мытаре и фарисее выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).Чтение этой притчи из Евангелия призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».
Мытарь олицетворяет кающегося грешника, а фарисей – человека, внешне соблюдающего благочестие, гордящегося этим и не видящего своих грехов. Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. - II веке по Р.Х. Они считали себя мудрыми и знающими. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3: 17-18).
В притче говорится, что фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, и перечислил свои достоинства, что он и молится, и постится. А затем поблагодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. Мытарь же, зная о том, что неправеден, обращался к Господу, не смея воззреть на небо, и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13).
©
Public Domain / Юлиус фон Каросфельд. «Фарисей и мытарь», 1860 г
Неделей о мытаре и фарисее Церковь напоминает о том, что трезвое видение своих ошибок и стремление исправить свою жизнь (покаяние – по-гречески – метанойя, перемена ума) – это и есть истинный путь к спасению, а гордыня, напротив, – главный источник грехов и причина гибели. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, Церковь желает предостеречь человека от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни.
Завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Притча - это призыв подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. В первую приготовительную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам: «Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
©
Public Domain / Современная афроамериканская интерпретация (ок 1995 года. Из серии открыток, распространяемых миссией в Версале, Франция.
|
Самые интересные статьи АиФ в Viber – быстро, бесплатно и без рекламы
|