В СМИ уже попали фамилии 8 предполагаемых угонщиков судна - это Евгений Миронов, Игорь Борисов, Виталий Лепин, Алексей Булеев, Андрей Лунев, Алексей Андрюшин, Дмитрий Бартенев и Дмитрий Савин. «Мы проверяем подлинность их документов, показаний о гражданстве и месте проживания», - заявили в Следственном комитете при прокуратуре. Но об истинном ходе событий мы, похоже, узнаем нескоро.
О ТОМ, что в этой истории что-то не так, эксперты заговорили почти сразу. Число сценариев продолжает множиться.
Версия № 1, официальная
Угонщики - те самые «шведские полицейские», поднявшиеся на борт 24 июля. Угрожая оружием, они потребовали двигаться к западному побережью Африки. Как заявил после завершения операции постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, в СМИ «сознательно запускались иные версии происходящего, которые не позволили вычислить истинных действий российских военных».
К этой версии множество вопросов. Захват судна с древесиной явно не оправдывает рисков пиратства. Тем более в водах Швеции, у всех на виду. И зачем пиратам двигаться в сторону Западной Африки, если топлива для этого было недостаточно? «Исходя из картины произошедшего, я делаю вывод: это была профессиональная операция по захвату, - считает Михаил Войтенко, главный редактор сайта «Морской бюллетень - Совфрахт». - Никакие бандиты на такое не способны, здесь чьи-то государственные интересы». Действия наших властей подтверждают подозрения. Если пираты - сущие валенки, зачем посылать на борьбу с ними боевые корабли? Вообще реакция российской стороны была чрезмерно резкой, не соответствующей ситуации с захватом мирного сухогруза, пусть и с 15 гражданами РФ на борту.
Версия № 2, антироссийская
Все эти измышления породили слух: Arctic Sea вёз не только древесину, но и некий таинственный груз. Докладчик ЕС по борьбе с пиратством Тармо Кыутс открыто заявил: возможно, там находились крылатые ракеты, которые транспортировались в Иран. Их якобы загрузили в Калининграде, где судно стояло на ремонте. Из опасений огласки и перехвата груза западной разведкой российские спецслужбы инсценировали пиратский налёт. По этой же причине не просили содействия других стран в поисках судна. Другой вариант - Arctic Sea всё-таки попал в руки западных спецслужб, но в процессе переговоров был найден некий компромисс. Поскольку у России «перезагрузка отношений» с США, в обмен на какие-то обещания нам разрешили использовать «сценарий №1».
Дмитрий Рогозин назвал такую гипотезу бредом. Основной контрдовод: гораздо проще перевезти ракеты в Иран через Каспийское море. Однако Михаил Войтенко обращает внимание, что, по имеющейся у него информации, 16 августа НАТО назначало специальное заседание по делу исчезновения Arctic Sea. И, судя по всему, о местоположении судна натовцам было хорошо известно на протяжении всей истории.
Версия № 3, коммерческая
При стоимости груза не более 2 млн. долл. сухогруз Arctic Sea был застрахован на 4 млн. долл. Страховая компания подтвердила, что 3 августа поступил звонок от неизвестного, говорившего на английском языке. Он назвался переговорщиком и потребовал выкуп в 1,5 млн. в течение пяти дней - иначе экипаж будет убит, а судно затоплено. Кто это был, неизвестно. Выводы возможны разные. Факт звонка может подтверждать версию пиратского захвата, но может быть частью инсценировки.
Версия № 4, патриотическая
Работающий в США публицист и ведущий популярного блога «Антидот» Сергей Лопатников связал загадочную историю Arctic Sea с посещением 14 августа 2009 года госсекретарём США Хиллари Клинтон Кабо-Верде, где и был обнаружен сухогруз. «Возможно, совпадение случайно, - говорит он, - но по ряду признаков нельзя исключить, что речь идёт о сорванной усилиями России, Франции, Швеции, Финляндии и Мальты грандиозной провокации, направленной против России и мира. Достаточно было захватчикам поднять на борт пару комплексов «Стингер» или «Иглу» - и г-жа Клинтон вполне могла оказаться в роли третьей башни Международного торгового центра. Только на сей раз все до единого террористы оказались бы не арабского, а русского происхождения. Забавно, что, по сообщениям мировой прессы, судно было частично перекрашено и захватчики собирались якобы поднять над ним флаг… Северной Кореи».
Версия № 5, демонстрационная
Дмитрий Рогозин после инцидента высказался жёстко: «Россия и впредь будет обеспечивать любую степень защиты собственных граждан, если они попали в беду за пределами национальных границ». Интервью было дано «Российской газете», официальному органу Правительства РФ. И это порождает ещё одну версию: весь сценарий развёрнут с целью демонстрации силы. Сухогруз не вёз никаких ракет, пираты - подставные, зато теперь мировое сообщество знает: русские своих не бросают. Между прочим, до сих пор неизвестно, кому везли «дрова» - заказчик груза в Алжире не объявился. А Михаил Войтенко предлагает задуматься о «фальшивом» сигнале AIS, который посылали 15 августа из Бискайского залива. Кто и с какой целью это делал? Голливудским сценаристам есть над чем поразмыслить.
22 июля. Из финского порта Пиетарсаари (Якобстад) вышел сухогруз Arctic Sea с пиломатериалами на борту на сумму 1,8 млн. долл. Курс - алжирский порт Беджая, дата прибытия по графику - 4 августа. Судно принадлежит финской компании, ходит под флагом Мальты, экипаж - 15 граждан России.
24 июля. У берегов Швеции на борт поднялась группа людей в масках, представившаяся полицией. Они провели на судне 12 часов, что-то искали и покинули его, ничего не найдя.
27 июля. Члены экипажа последний раз общались с родственниками и управляющим директором компании-судовладельца Виктором Матвеевым. Первая странность: только сейчас моряки сообщили хозяевам судна о вторжении шведских «полицейских» три дня назад.
28 июля. Связь с Arctic Sea внезапно прервалась.
29 июля. По данным береговой охраны Великобритании, судно прошло через Ла-Манш.
30 июля. По данным сайта «Морской бюллетень - Совфрахт», системы позиционирования засекли сухогруз в Бискайском заливе у берегов Франции.
9 августа. «Морской бюллетень - Совфрахт» объявил о пропаже Arctic Sea.
11 августа. Финская компания-судовладелец обратилась к властям России с просьбой оказать максимальное содействие в поисках судна. К властям Финляндии и Мальты обращения почему-то не было.
12 августа. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил министру обороны принять все меры по обнаружению, отслеживанию и освобождению сухогруза. К поиску привлечены корабли ВМФ, находившиеся в Атлантике. Основная задача возложена на сторожевой корабль «Ладный» Черноморского флота.
14 августа. Минобороны Франции заявило, что обнаружило Arctic Sea на расстоянии 500 миль от берегов Кабо-Верде (Островов Зелёного Мыса). Российское посольство в Кабо-Верде не подтвердило информацию.
15 августа. Включилась система передачи координат судна - AIS. Согласно сигналу, сухогруз всё ещё находился в Бискайском заливе. Через час сигнал пропал.
17 июля. Министр обороны Сердюков доложил президенту, что Arctic Sea найден у берегов Кабо-Верде. На борту кроме экипажа были четыре гражданина Эстонии, два гражданина Латвии и двое россиян. Они и объявлены угонщиками.