В американском штате Огайо стали массово заболевать ликвидаторы техногенной аварии — крушения поезда с химикатами. А также железнодорожники и местные жители, которые стали жаловаться на мигрени, кашель и тошноту. Оказалось, что никому из ликвидаторов не выдали ни респираторов, ни костюмов химзащиты.
Напомним, что 4 февраля 50 вагонов грузового поезда, перевозившего по территории Огайо винилхлорид и другие опасные вещества, сошли с рельсов и загорелись. Винилхлорид — бесцветный газ, имеющий слегка сладковатый запах. Это чрезвычайно огне- и взрывоопасное вещество, которое при горении выделяет угарный газ, хлороводород и фосген — сильный яд, оказывающий на человека сильно поражающее действие. Фосген наряду с ипритом, хлором и зарином применяли в качестве химического оружия массового поражения во время Первой мировой войны. Его концентрация в воздухе лишь 0,4% убивает человека за 2 секунды, а концентрация 0,002% смертельна, если дышать таким воздухом 30 минут.
Поэтому винилхлорид, разлитый в результате ЧП 4 февраля, — это бомба замедленного действия. Почему ее не обезвреживают компетентные органы в США? Aif.ru разбирался в ситуации с экспертами.
«Похоже на отравление хлором. Он выжигает верхние дыхательные пути: бронхи, легкие и т. п., — говорит радиобиолог, ликвидатор Чернобыльской аварии Наталья Манзурова. — По аналогии с радиоактивным заражением можно сказать: вполне возможно, что это отравляющее вещество имеет накопительный эффект и остается в почве, на оборудовании очень долго. Если у ликвидаторов нет средств химзащиты, оно попадает на кожу, в желудочно-кишечный тракт. Отсюда и рвота, тошнота, заболевания печени и поджелудочной железы».
Конечно, трудно предугадать, где и какой транспорт попадет в аварию и с каким веществом. Однако во всем происходящем виден непрофессионализм местного МЧС, которое недооценило угрозу и не выдало ликвидаторам и железнодорожникам спецзащиту, объясняет эксперт. Хотя при таких случаях организаторы обязаны были получить соответствующую консультацию у профессионалов.
«Но самое плохое, если территория Огайо — постоянный маршрут перевозок винилхлорида. Тогда там все должны были быть готовы к любым инцидентам. В России бы это точно назвали разгильдяйством», — говорит Манзурова.
«Случай в Огайо свидетельствует о том, что бардак — явление всеобщее, — считает политолог Сергей Марков. — То, что происходит в США после этой техногенной аварии, — типично американское столкновение лоббистских группировок. Промышленные группы и транспортные компании хотят сэкономить на правилах безопасности, банки — на страховании. Местные органы исполнительной власти хотят сэкономить на МЧС. Люди, которые пострадали, хотят, чтобы крупные корпорации признали виновными в аварии, и они, эти корпорации, были бы вынуждены выплатить пострадавшим большие компенсации. Экологи хотят максимально раздуть эту тему в своих интересах. Компании, которые коррумпированным образом были соучастниками в отсутствии должных мер безопасности, хотят уйти от ответственности. Крупные компании и корпорации, заинтересованные в появлении на зараженных территориях нового жилья, складов, сельхозугодий, хотят минимизировать свои риски. Местные врачебные ассоциации озабочены тем, по какому тарифу будет оплачиваться медстрахование, если техногенная авария будет признана общефедеральной катастрофой. Местные власти пытаются быть модераторами между этими многочисленными группами интересов и давления. А федеральные власти в свою очередь стремятся извлечь свои политические выгоды и избежать опасностей. Кто-то хочет отмазаться от этой ситуации, кто-то хочет спрятать концы в воду. Одни хотят заглушить, другие раздуть. А в итоге страдают простые люди».