Мурманский суд в воскресенье продолжил определять меру пресечения активистам Greenpeace, принимавшим участие в рейде против буровой платформы «Приразломная» в Арктике. Первая порция приговоров была вынесена 26 сентября: тогда решения были приняты по 22-м фигурантам громкого дела. На воскресенье было запланировано рассмотрение дел еще восьмерых защитников Арктики.
Экологический абордаж
18 сентября активисты «Гринпис» попытались взобраться на буровую платформу «Приразломная», установленную в Печорском море. К ней экологи подошли на ледоколе Arctic Sunrise, с борта которого были спущены несколько легких лодок. На них гринписовцы и пошли на абордаж платформы.
Охрана буровой сначала поливала экологов из брандспойтов, затем обстреляла из автоматов Калашникова. Стрельба охладила пыл «зеленых», и они отступили. Тем временем к месту событий подошел корабль береговой охраны «Ладога». Пограничники открыли огонь из автоматической пушки, пытаясь остановить «Санрайз». Однако капитан ледокола тоже оказался не робкого десятка, и несколько раз пытался прорваться в нейтральные воды.
По официальным российским данным, «Ладоге» пришлось четырежды стрелять по курсу Arctic Sunrise; сами же гринписовцы сообщили об 11 случаях применения палубного оружия.
На следующий день на легший в дрейф ледокол высадился спецназ ФСБ. Часть команды предпочла сдаться, однако некоторые участники экспедиции задраили люки и не стали пускать к себе российских военных. Тем не менее, судно было захвачено и доставлено в порт Мурманска.
Экологические кошки-мышки
На борту ледокола оказались граждане 18 государств мира, в том числе Соединенных Штатов, Канады, Новой Зеландии, Великобритании, Италии, Дании, Аргентины, Украины, Нидерландов, России, Франции, Австралии, Бразилии, Турции, Финляндии, Польши, Швеции и Швейцарии.
24 сентября, накануне депортации на берег, на борт судна поднялась большая группа дипломатов, которые проконсультировали своих сограждан относительно поведения на российской территории.
Позже, во время допросов, гринписовцы отказались давать показания. Руководство организации объяснило это многочисленными процессуальными нарушениями, которые допустили российские следователи в отношении задержанных.
В ответ Следственный комитет выдвинул обвинения по самой тяжкой из всех применимых к ситуации статей – пиратстве. В случае вынесения обвинительного приговора по ней экологам грозило бы до 15 лет лишения свободы. Также «гринписовцев» обвинили в посягательстве на суверенитет России.
Абсурдность обвинений вызвала шквал критики на Западе. Поправлять ситуацию пришлось лично президенту России Владимиру Путину. Находясь на третьем международном форуме «Арктика – территория диалога», проходившего в Салехарде, он заявил прессе: «Я в деталях не знаю, что произошло, совершенно очевидно, что они не являются пиратами, но формально они пытались захватить платформу, и наши правоохранительные органы, наши пограничники не знали, кто пытается захватить эту платформу под видом организации Greenpeace».
После этого заявления ведомство Александра Бастрыкина переквалифицировало обвинения: перед началом суда обвинения в пиратстве с экологов были сняты.
Обозреватели отмечают, что российское политическое руководство вполне осознает, что акция «Гринписа» могла быть и провокацией, организованной с целью осложнить РФ позиции в диалоге с другими претендентами на Арктику. Однако Москва не успела уследить за ретивыми «сажателями» из органов, чем поставила себя в неловкое положение.
По-прежнему самый гуманный суд в мире
26 сентября начались судебные заседания, в ходе которых были приняты решения об аресте 22 из 30 человек, находившихся на борту активистов Greenpeace. Вынесением вердиктов занимались сразу шестеро судей. Первый приговор был оглашен в 13:00, последний – в два часа ночи.
Последним из тех, кого решено было арестовать в четверг, оказался британский инженер Йен Роджерс. В своем обращении к судьям и прокурорам англичанин назвал происходящее «пародией на закон».
Обозреватели отмечают, что необходимость ареста следствие мотивировало тем, что экологи могут скрыться от российского правосудия. При этом они настаивали на аресте всех без исключения членов экипажа Arctic Sunrise, в том числе бортового врача и кока. В числе арестованных оказался и фотограф-фрилансер Денис Синяков, работавший с экологами по контракту.
В воскресенье же «посадочные работы» были начаты с Дмитрия Литвинова, который является гражданином США и Швеции. Вскоре стало известно и об аресте гражданки Финляндии Сини Саарелу, которая, по заявлению представителей следствия, пыталась взобраться на «Приразломную» при помощи альпинистского снаряжения. Затем настала очередь логистика судна, британца Френсиса, граждан Голландии Маннеса Убелса и Файзы Аулахсен, и корабельного кока Руслана Якушева, который является гражданином Украины.
Каждый из активистов ближайшие два месяца проведет за решеткой. Таким образом, число арестованных членов команды достигло 28. Всего на борту ледокола находились 30 человек.
Обозреватели отмечают, что в прошлом году буровая платформа «Приразломная» уже оказывалась объектом экологической атаки. Тогда «гринписовцам» удалось забраться на нее и даже продержаться почти 15 часов, прежде чем их выдворили.
Тем не менее, ни суверенитет России, ни ее энергетическая безопасность не пострадали. Кроме того, эксперты по морскому праву отмечают, что ФСБ и пограничная служба нарушили сразу несколько положений международного морского права, в частности – произвели десант силовиков в открытом море.