В августе там случилась очередная утечка радиоактивной воды, пятая за этот год и крупнейшая с момента аварии: резервуар прохудился, и 300 тонн жидкости, содержание радионуклидов в которой превышало норму почти в 3 млн (!) раз, попало в океан. Ранее сообщали, что объём воды, накопленной в дренажных тоннелях, достиг критического уровня и сквозь трещины в коммуникациях радиоактивные вещества стали просачиваться в грунтовые воды.
ЧП присвоили первый уровень опасности по Международной шкале ядерных событий (шкала состоит из 7 уровней), но потом подняли до третьего. По классификации МАГАТЭ, это «серьёзный инцидент», но облучением выше допустимого предела населению он не грозит. Тем не менее в начале сентября агентство Reuters сообщило, что уровень радиации в резервуаре с водой за 9 дней вырос в 18 раз. Проведённый замер показал: человек, находящийся рядом, скончался бы в течение 4 часов!
Японское правительство заверило, что выделит деньги на финансирование проекта заморозки грунта вокруг станции. Это позволит остановить попадание воды в океан. Разумеется, это не значит, что грунт (а вместе с ним и радионуклиды) замёрзнет уже завтра. Поэтому можно понять власти Южной Кореи, которые объявили, что прекращают импорт рыбы из Фукусимы и других префектур Японии, пострадавших от утечки. Корейцы также отметили, что японская сторона не предоставляет достаточной информации о дальнейшем развитии ситуации.
Мнения экспертов разнятся. Так, Рафаэль Арутюнян, первый замдиректора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, уверен, что говорить о пагубном воздействии на природу смысла нет: «Океан - самый большой растворитель на планете. Объёмы радиоактивной воды, которые кажутся нам огромными, в его масштабах просто мизерны. Они разбавляются до совершенно безопасного уровня. Хотя проблему японцам решать всё равно надо».
Иначе считает Максим Шингаркин, зампредседателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Он оценивает аварию на «Фукусиме» как катастрофу всемирного масштаба, превосходящую чернобыльскую. По его мнению, вопрос о статусе ЧП должен быть вынесен на обсуждение Совбеза ООН, поскольку выбросы радиоактивной воды угрожают и нашему Дальнему Востоку, и всем странам тихоокеанского региона, включая США.
Примечательно, что японцы упорно отказываются от помощи российских атомщиков в ликвидации последствий аварии. А её им предлагали неоднократно - вплоть до реальных работ на площадке АЭС «Фукусима-1», благо опыт и наработки у нас имеются. Может, нашим восточным соседям и впрямь есть что скрывать?
Читайте также: Авария на АЭС «Фукусима-1». Хроника и последствия >>