Каждый новый теракт - это повод для новых законотворческих свершений. Взрывы действуют на чиновников каталитически: собираются собрания, устраиваются встречи, звучат обвинения. Правда, известных имен стараются не называть - таковы издержки российской общественной и политической действительности.
Впрочем, совсем уж бесполезными действия чиновников не являются. И хотя о данных обещаниях и почти принятых законах часто забывают до следующей чрезвычайной ситуации, интересно узнать, чем именно власти ответят на теракт в «Домодедово».
Уровни террористической опасности
Комитет по безопасности решил ускорить процесс принятия законопроекта об уровнях террористической угрозы. Первоначально рассмотрение документа планировалось на 8 февраля, но было перенесено на 26 января.
В законопроекте предлагается ввести три уровня террористической угрозы: повышенный («синий»), высокий («желтый») и критический («красный»). В зависимости от цвета спецслужбы будут по-разному строить свою работу, и вводить дополнительные меры по контролю за безопасностью. Сами меры пока не утверждены - этот вопрос должен быть решен с президентом Медведевым.
Уровни террористической угрозы - это не чисто российское изобретение. Подобное ранжирование применяется во многих странах, где периодически происходят теракты или массовые беспорядки. За день до взрыва в «Домодедово», 23 января, власти Великобритании подняли уровень опасности в своей стране до «серьезного». Почему это произошло, в британском правительстве не сообщается, но граждан призывают соблюдать бдительность.
Проверки Минтранса и силовых служб
Среагировали на теракт и в комитете Госдумы по транспорту. На заседании депутаты рассматривали сразу три варианта дальнейших действий. По первому Госдума попросила бы Минтранс отсчитаться об исполнении комплексных мер по обеспечению безопасности на транспорте, которые были приняты после последнего теракта в московском метро. Второй вариант предполагал «вызов на ковер» представителей силовиков и Минтранса. Наконец, третий вариант представлял собой создание постоянно действующей парламентской комиссии по безопасности на транспорте.
Из трех вариантов был выбран наиболее болезненный - «вызов на ковер». 8 февраля в Госдуму будут приглашены с отчетом представители Генпрокуратуры, ФСБ, МВД и СКР. Что касается представителей Минтранса, то они в Госдуме уже побывали и произвели однозначно плохое впечатление.
Вице-спикер Любовь Слиска эту встречу прокомментировала так: «Представители Минтранса, как и представители транспортной милиции, пришли абсолютно неподготовленными. Они лишь ограничились констатацией фактов и попытались перевалить видные невооруженным глазом недоработки с больной головы на здоровую. Я думаю, что комитеты по безопасности и транспорту будут сами инициировать ряд поправок в законы по безопасности этой сферы, придется вернуться к вопросам лицензирования деятельности в сфере авиации. Есть вопросы и к МВД — они сократили 20% сотрудников, но, кажется, судя по состоянию транспортной милиции, сократили не тех. Явно были сокращены те сотрудники, кто отвечает за нашу с вами безопасность».
«Тряхнуть» транспортную милицию лично попросил и Дмитрий Медведев. Эту задачу он поручил главе МВД Рашиду Нургалиеву. Президент также уволил начальника управления на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу Андрея Алексеева.
Война с «бомбилами»
Ни одно сообщение о теракте или чрезвычайной ситуации в местах скопления пассажиров не обходится без упоминаний о резко взвинченных ценах на такси. Во время предновогоднего коллапса в аэропорту «Домодедово» извозчики требовали с клиентов утроенные суммы. Такая же ситуация наблюдалась после весеннего теракта в московском метро. Заработать на чужом горе отчаянно стараются «бомбилы», которых в Москве в четыре раза больше, чем лицензированных таксистов (которые, впрочем, тоже склонны к неоправданному завышению цен).
Частные таксисты - это головная боль столицы. С ней безуспешно пытался бороться Лужков, теперь эстафету принял Сергей Собянин. Он заявил, что власти Москвы собираются заключить особое соглашение с таксомоторными компаниями на случай повторения чрезвычайных ситуаций. Детали соглашения неизвестны, но, вероятно, речь идет о переводе всех таксистов в «бесплатный режим работы» на первые часы после трагедии. Таким образом, «частникам» будет просто не выгодно требовать с пассажиров баснословные суммы.
В мирное время с «бомбилами» будут бороться с помощью специального законопроекта об обязательном лицензировании. Собянин считает, что его принятие позволит вытеснить всех частных таксистов до конца 2011 года. Заявление не внушает доверия: сейчас в Москве на долю «бомбил» приходится 80% рынка «таксомоторных перевозок». По опыту Лужкова можно сказать, что борьба с ними сродни борьбе с ветряными мельницами. По крайнем мере в таком краткосрочном периоде, как «до конца 2011 года».
Хочется отметить, что борьбу с нелегальными извозчиками можно вести и другим путем, который столичными начальниками упорно игнорируется в силу своей неочевидности. Речь идет о талонах государственного техосмотра.
Значительное количество «бомбил» в Москве - это жители регионов, которые приехали на заработки на своих доисторических «Жигулях». То, что водитель такой машины смутно представляет, где именно он находится в каждый конкретный момент времени - это полбеды. Его автомобиль представляет угрозу для жизни просто фактом своего существования на дороге. Как же владелец проходит ежегодный техосмотр? Очень просто - за 3 тысячи рублей. Причем машину никому показывать не нужно, талон обменивается на деньги где-нибудь у метро.
В теории избавление улиц Москвы он потенциально опасных машин не только сократит долю рынка «бомбил», но и позитивно скажется на инфраструктуре. Не будет стихийных парковок, и не будет аварий и пробок из-за резко бросающихся из крайней левой полосы в крайнюю правую автомобилей, водители которых вдруг заметили человека с поднятой рукой.