«Почему его хоронят на Ваганьковском кладбище? – возмущалась коллега, узнав, что авторитетного бизнесмена похоронят рядом с такими людьми, как В. Высоцкий, В. Аксенов, В. Листьев. – Это же бандит, преступник, убийца. Вот террористов хоронят в безымянных могилах, и его надо было подальше от приличных людей закопать». Это мнение с 9 октября, когда стало известно, что в одной из частных столичных клиник скончался Иваньков, так и не оправившийся после совершенного на него в конце июля покушения, было озвучено не раз, даже какие-то коллективные письма писались с протестами. У властей нашелся железный аргумент: на Ваганьковском захоронена мать Япончика, и, по правилам, на этом участке можно хоронить ближайших родственников. Говорят даже, что этот вопрос обсуждался отдельно в высоких эшелонах столичной власти, т. е. сомнения все же были и у градоначальников.
И все же окончательное решение наверняка было принято не без участия тех, кто уважал и почитал Вячеслава Иванькова. Похоронить легенду российского криминального мира на культовом кладбище – это символично. Таким образом ему были отданы почести со стороны преступного мира. А сами похороны, на которые съехались не только друзья и родственники, но и первые лица российского криминала, живущие не только здесь, но и за границей, и ради которых вокруг кладбища собрались толпы журналистов и сотрудников правоохранительных органов в штатском, – своеобразный итог жизни того, кто отправился в мир иной.
Вячеслава Иванькова до последнего времени называли самым влиятельным российским криминальным авторитетом. По информации правоохранительных органов, его «короновали» (возвели в титул вора-законника) в 1974 году в одной из колоний. В разное время он возглавлял группировку, специализировавшуюся на грабежах и вымогательствах, в 1981 году был осужден на 14 лет за разбой, хранение оружия и подделку документов. Про его пребывание на зоне летописцы криминального мира слагали легенды: мол, чтил воровской закон, чуть ли не в одиночку устоял против «лаврушников» (грузинских воров-законников, с которыми славянские «коллеги» в свое время воевали не на жизнь а на смерть), десятки раз сидел в карцере (что означает - не подчинялся тюремному начальству). Да и преступления его банды были окружены романтическим ореолом робингудства – грабили в основном подпольных цеховиков. Правда, бедноте деньги почему-то не раздавали.
В 1991 году Вячеслав Иваньков был освобожден досрочно, в том числе благодаря ходатайству за него таких известных людей, как офтальмолог С. Федоров, певец И. Кобзон и др., в 1992 году переехал в США. В 1997 году он был осужден почти на 10 лет за фиктивный брак и вымогательство 3,5 млн долларов у бизнесменов российского происхождения. ФБР назвала его главой русской мафии за рубежом, на борьбу с которой американский бюджет выделял сотни миллионов долларов. И это тоже способствовало созданию вокруг него нездорового ажиотажа и укреплению образа «крестного отца» российского розлива. Он, правда, с этим образом боролся, выдавая себя за честного бизнесмена (как, впрочем, и все его влиятельные коллеги, которые отстаивали свое «чистое» имя в судах, выбрав мальчиками для битья прессу. Та, в свою очередь, изобрела термин «авторитетный бизнесмен» - и под суд не попадешь, и сразу понятно, о ком речь). В 2004 году В. Иваньков был депортирован в Россию как фигурант дела об убийстве в 1992 году в Москве двух турецких бизнесменов. Его приезд обсуждала бурно вся страна, гадая, возвращаются ли на наши улицы лихие 90-е: большинство было уверено, что этот человек начнет войну за сферы влияния, утраченные, пока он томился на американских нарах. Но все было спокойно. В 2005 году коллегия присяжных Мосгорсуда признала его невиновным (судья, правда, пытался опротестовать приговор, утверждая, что большинство присяжных – бывшие уголовники). Но Иваньков уехал в Европу оправданным, заявив, что будет писать книги, рыбачить и воспитывать внуков. А сам зачем-то периодически приезжал в Москву, выступая, по оперативным данным, третейским судьей в спорах криминальных авторитетов.
Расследование уголовного дела по покушению на В. Иванькова никаких результатов пока не дало. Но есть несколько версий, проверяемых правоохранительными органами и обсуждаемых в криминальном мире. Как рассказал «АиФ» источник в подразделении по борьбе с оргпреступностью, самая главная версия – роль Япончика как третейского судьи в споре с двумя крупнейшими криминальными авторитетами Дедом Хасаном и Тариэлом Ониани. Все трое – воры-законники, придерживавшиеся старых воровских традиций, поэтому конфликты решают с помощью третейского судьи. Война между двумя последними началась года два назад, результатом стали массовые расстрелы криминальных авторитетов с обеих сторон. В. Иваньков якобы в этом споре выступил на стороне Деда Хасана, кстати, после встречи с ним его и расстреляли на выходе из ресторана. Якобы киллера уже нашли и допросили сами представители криминального мира, после чего, по закону жанра, уничтожили. А в СИЗО, где сидит Ониани, отправили «маляву» с негласным приговором последнему.
Еще одна версия – покушение заказал сам Дед Хасан, по мнению борцов с оргпреступностью, держатель воровского общака. Благодаря этому факту он имеет огромное влияние в криминальном мире, но недовольные его финансовой политикой авторитеты якобы предложили Япончику провести ревизию. Еще одна озвученная версия – бюджет олимпийской стройки, которую, опять же, благодаря влиянию Япончика, отдали на откуп не Ониани, а Деду Хасану. Грузинские воры в законе, традиционно контролировавшие этот регион, были недовольны таким исходом дела.
И опять пошли гадания, будет теперь война или нет, и начнется она сразу на кладбище в день похорон или чуть позже.
- Войны не будет, - сказал «АиФ» источник в правоохранительных органах. – Кто вообще пустил эту идею, что она должна была начаться из-за смерти В. Иванькова? О ней же говорили, когда его только экстрадировали 5 лет назад, но войны не случилось. Япончик уже давно не имел большого влияния на дела российского криминала. Да, он выступал третейским судьей, но это дань традиции, а так все сферы деятельности уже поделены, и Иваньков особо во все это не вмешивался. А как только его втянули и он выступил на определенной стороне, его убили, чтобы продемонстрировать силу противоположной стороне. Ведь, по идее, война должна была начаться сразу после покушения на Япончика, но не началась. Если криминал и будет воевать, то не за смерть Япончика, а, опять же, за свои интересы.
Так или иначе, В. Иваньков похоронен, и погиб 70-летний авторитетный бизнесмен не в собственной постели от старости, а от пули киллера. Как говорится, строго по закону жанра, который на все времена определил культовый фильм Копполы «Крестный отец». Что дает автоматически право на продолжение легенды о всесильном Япончике.