Человек на велосипеде стал символом нашего времени. Они крутят педали в стремлении обрести здоровье и продлить молодость. Все больше среди них людей в возрасте 60+. Как им извлекать из этого только пользу и избегать вреда?
На днях всех потрясла смерть профессора И. Н. Пигарева, известного специалиста по изучению сна. В свои 80 лет он вел здоровый образ жизни и каждый день ездил на работу на велосипеде. Но в столкновении с электросамокатом на Воробьевых горах получил тяжелейшую черепно-мозговую травму, и его не смогли спасти.
Как пожилым любителям крутить педали избежать подобных трагедий и получать от общения с «двухколесным другом» только пользу, рассказывает велосипедист со стажем, врач-гериатр и невролог, руководитель секции геронтологии Московского общества испытателей природы при МГУ Валерий Новоселов:
— Польза велосипеда, в том числе и для пожилых людей, подтверждена в научных исследованиях. Результаты одного из них опубликованы в Великобритании в 2017 году. В нем изучали 263450 человек в возрасте 40-69 лет. Оценивали, как они добираются на работу. Риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний был ниже у тех, кто ездил на велосипеде или шел пешком, по сравнению с теми, кто передвигался на автомобиле.
Здорово, что у нас есть любители велосипеда в возрасте от 60 до 75 лет и даже старше. Знаю, что ещё многие их сверстники хотят снова «подружиться» с велосипедом, как в молодости. Но всем им нужно соблюдать ряд правил, чтобы не навредить себе. Вот как я их сформулировал для своих пациентов:
- Основное правило — «не падать». Так как падение с велосипеда гораздо опаснее именно для людей старших возрастных групп. Травмы при этом более вероятны и более тяжелые, чем в зрелом возрасте.
- Даже к короткой велопрогулке отнеситесь серьезно. Это связано с изменением у пожилых людей скорости восприятия внешних сигналов и увеличения времени реакции на них. Или, как говорят в народе, — реакция уже не та. Поэтому будьте крайне внимательны, особенно если есть отвлекающие факторы. Это и самокаты, о которых так много спорят сейчас, и пешеходы, и даже корзина для покупок — все это осложняет движение и требует особой внимательности.
- Всегда используйте велосипедный шлем — это обязательное правило. Если бы он был у профессора И. Н. Пигарева, тот скорее всего остался бы жив. Дополнительно надо отказаться от наушников, особенно если они с функцией подавления внешних звуков.
- Рама велосипеда, подходящего именно для вас, должна позволять вам стоять обоими подошвами на поверхности земли. Если вы этого не можете сделать, это точно не ваш велосипед. Не советую кататься на чужих велосипедах. Если будете брать их в прокате, обратите внимание, что они более тяжелые по весу и в управлении тоже.
- Если вы решили просто прокатиться или катаетесь редко, то надо учитывать, что это все-таки нагрузка для сердца и сосудов. Поэтому при однократной или эпизодических поездках (реже чем один раз в неделю) не катайтесь дольше 1 часа и рассчитывайте для себя скорость движения.
- Если вы решили тренироваться, чтобы поднять свой уровень физической активности с помощью велосипеда (это хорошая аэробная нагрузка), то используйте принцип постепенного повышения нагрузки, начиная с недолгих поездок.
- Если же решили использовать велосипед на постоянной основе, именно как кардиотренажер, то вам нужно будет обязательно купить пульсометр и научиться им пользоваться.
- Привлекайте к велопрогулкам внуков, детей и близких друзей. Эмоциональная составляющая такой прогулки будет вам только на пользу. Положительные эмоции при этом, возможно, будут лучшим геропротектором, чем сама нагрузка.
- Людям, у которых уже были падения и без велосипеда (в пожилом возрасте так бывает), или был перелом из-за остеопороза (уменьшение плотности костной ткани), я не рекомендую занятия на велосипеде просто в силу высокого риска возможной травмы.