Республика Кипр – островное государство в Средиземном море, которое с 2004 г. входит в Евросоюз, а с 2008‑го – в еврозону. В последнее десятилетие благодаря активному развитию банковской сферы, морской торговли и туризма в стране наблюдаются экономический рост и повышение уровня благосостояния, но в области охраны здоровья остаётся ещё много нерешённых проблем.
Несмотря на то, что население Кипра относительно молодое по сравнению с другими странами ЕС, пожилая часть населения уже сейчас представляет серьёзную проблему для перегруженной системы здравоохранения.
В прямом подчинении минздрава
После вступления Кипра в ЕС в стране прошло реформирование системы здравоохранения, которое изменило политику в области охраны здоровья, регулирования и предоставления медицинских услуг. Сегодня основная задача, которая стоит перед здравоохранением страны, – снижение постоянно растущей стоимости медицинских услуг, устранение неравенства в доступе к медпомощи, а также повышение качества и улучшение финансирования системы медицинского обслуживания.
Государственные медицинские учреждения оказывают первичную, вторичную, стоматологическую, доврачебную и неотложную медицинскую помощь, проводят диагностические исследования, предоставляют услуги стационара, фармацевтическое обеспечение, занимаются реабилитацией пациентов и проводят уход на дому.
Сотрудники государственных клиник получают фиксированную зарплату. Её размер определяется специальной шкалой и составляет от €15 700 до €91 000 в год до налогообложения. Заработная плата административного персонала с университетским образованием составляет от €26 000, врачей – от €36 000, медсестёр – от €17 000 в год. В частных медучреждениях доход медицинских специалистов зависит от количества пациентов и цен на услуги.
Частные и ведомственные клиники
Частные клиники полностью независимы и не регулируются государством. Они финансируются главным образом за счёт прямых платежей граждан – взносы на ДМС составляют лишь небольшую часть их общего бюджета.
Кипрское законодательство в области оборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения, регулирования деятельности медучреждений, медицинских кадров и других важных аспектов медицинского обслуживания практически полностью соответствует действующим директивам ЕС. Несмотря на это, в частном секторе остаётся ещё много проблем, касающихся развития медицинских учреждений, внедрения дорогостоящих медицинских технологий и кадрового обеспечения, а также повышения качества медицинских услуг.
В стране также действуют небольшие подсистемы по оказанию медицинских услуг, в том числе структуры Профессионального союза (они в основном оказывают первичную медицинскую помощь), а также полугосударственные медицинские структуры некоторых крупных государственных организаций, таких как Управление телекоммуникаций Кипра и Управление электроэнергии Кипра. В ряде министерств и ведомств и некоторых неправительственных организациях Кипра – полиции, министерстве образования, министерстве сельского хозяйства, природных ресурсов и туризма – также есть собственные структуры медицинского обслуживания.
За бесплатным лечением – очередь
Главная проблема государственного медицинского обслуживания – большие листы ожидания многих медицинских услуг. Экономический кризис последних лет ещё больше усугубил эту ситуацию, но при этом в частных клиниках дорогостоящие медицинские технологии пользуются недостаточным спросом. Чтобы сбалансировать такую неэффективность, в стране была разработана новая национальная система медицинского страхования, финансируемая за счёт налогов и взносов на социальное страхование. Предполагалось, что такая система будет иметь всеобщий охват, а благодаря изменению в методах оплаты за оказанные услуги она обеспечит конкуренцию между государственным и частным сектором здравоохранения. Однако из-за высокой стоимости эту схему реализовать не удалось.
Несмотря на то, что общий бюджет здравоохранения Кипра довольно скудный, а некоторые наиболее уязвимые группы населения имеют очень ограниченный доступ к медицинским услугам, здоровье среднестатистического киприота намного лучше, чем у жителей многих других стран с высоким уровнем доходов.
Богатые сами платят
Экономика Кипра достаточно хорошо развита, но общие расходы на охрану здоровья составляют всего 6,0% ВВП – это один из самых низких показателей в Евросоюзе. 41,5% всех расходов на здравоохранение составляют средства из государственного бюджета и 58,5% – частные средства, большинство из которых – прямые платежи граждан. Государственная система финансируется из бюджетных средств, полученных от косвенных налогов (в основном НДС). Показатель расходов на медицину на домохозяйство в стране один из самых высоких в Европе, однако подушевые расходы на здравоохранение составляют $1825. Это ниже, чем в среднем в Евросоюзе.
Государственное здравоохранение бесплатно только для 83% населения, ещё 2% граждан страны, к которым относятся граждане Кипра с ежегодным доходом от €15 380 до €20 500, должны доплачивать за медицинские услуги в государственных медицинских учреждениях по тарифам, установленным минздравом. Остальные 15% граждан страны должны оплачивать все услуги полностью из собственных средств. Чтобы получить доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию в государственных медучреждениях, необходимо быть гражданином Кипра или ЕС и иметь годовой доход ниже €15 380 на человека. Некоторые группы населения (семьи с тремя и более детьми и граждане ЕС, которые имеют право на бесплатную медицину в своей стране и постоянно проживают на Кипре) получают медицинские услуги бесплатно независимо от доходов или каких-либо других критериев. Большая часть работающего населения (около 15% всех жителей страны) получает медицинские услуги бесплатно через профсоюзы. Всем остальным категориям пациентов, включая иммигрантов, за медицинские услуги приходится платить, но большинство легальных иммигрантов имеют полис ДМС. Соплатежи пациентов в государственных медицинских учреждениях невелики и доступны всем. Неформальные платежи медицинскому персоналу практически отсутствуют. Добровольным медицинским страхованием пользуется только 21,5% населения.