Примерное время чтения: 5 минут
691

Лекарственный экспорт. Где лечатся отечественными препаратами?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Когда врачи получат достойную зарплату? 16/10/2019
/ OVKNHR / Shutterstock.com

Принято считать, что наши лекарства уступают зарубежным — как по качеству, так и по эффективности. Между тем экспорт российских лекарств стабильно растет. Где востребованы отечественные препараты и какие из них ценятся за рубежом?

По данным Российского экспортного центра, за первое полугодие 2019 года за рубеж было продано 15 710 тонн отечественных препаратов. В денежном эквиваленте — на сумму более $225 812 тыс. Темп прироста составил 2,7% к первому полугодию 2018 года.

Эксперты считают, что уже в обозримом будущем лекарственный экспорт пойдет «на взлет». Ведь перед отечественными производителями открывается новое «окно возможностей». В 2019-2022 годах заканчиваются сроки патентной защиты целого ряда оригинальных препаратов. А значит, начнется стремительный рост производства их биоаналогов, которые составят серьезную конкуренцию оригинальным биопрепаратам. Планируемый объем продаж на развитых рынках оценивается в 52 млрд долларов.

Куда везем?

Лидером рейтинга стран-импортеров на протяжении нескольких последних лет остается Украина. Она возглавляла рейтинг потребителей отечественных лекарств в 2017-2018 годах. Несмотря на то, что и в 2019 году Украина удерживает эту «пальму первенства» (за первое полугодие нынешнего года объем продаж составил 52 009 000 долларов США), с начала нынешнего года спрос на наши лекарства в этой стране падает.

Далее в списке главных потребителей отечественных лекарств идут Казахстан (объем продаж за первое полугодие 2019 года — 38 358 000), Узбекистан (26 545 000) и Белоруссия (21 694 000).

Стабильно растет спрос на российские препараты в Литве, Ираке, Туркмении, Абхазии и Монголии. В июне 2019 года 2,3% поставок лекарств пришлось на Восточную Азию (Китай, Японию, Южную Корею, КНДР, Монголию).

На рынки Европы и США российским компаниям пробиваться сложно.

— Однако российские препараты есть и в Западной Европе, — рассказала Руководитель проекта по таможенному администрированию Российского экспортного центра Ирина Каширина на форуме «Биотехмед», — в частности, там пользуются спросом наши биологически активные добавки и натуральные косметические средства.

Что берут?

По данным Государственного института лекарственных средств и надлежащих практик (ФБУ «ГИЛС и НП»), сегодня высоким спросом пользуются российские вакцины (особенно инактивированная вакцина против полиомиелита), инсулины и другие препараты для лечения социально значимых заболеваний.

— Что касается экспорта дженериков (основного продукта наших производителей), то они могут оказаться конкурентоспособными на внешних рынках только при условии полного цикла производства (начиная с фармсубстанций), будет организован внутри страны, — поясняет директор ФБУ «ГИЛС и НП» Владислав Шестаков. — Пока фармсубстанции закупаются в Индии и Китае, у поставщиков, не прошедших GMP-инспекцию, сохраняется риск произвести дженерик ненадлежащего качества.

Что мешает отечественным производителям осваивать зарубежные рынки?

— Чаще всего — отсутствие уверенности в своих позициях на внутреннем рынке, — считает заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти BIOCAD Алексей Торгов. — Низкие цены на лекарства — это отлично, но где производителям брать средства на новые разработки, модернизацию производства, подготовку персонала? В портфеле каждой компании есть препараты, которые не приносят (или почти не приносят) дохода, а есть высокодоходные лекарства. И каждый производитель вправе самостоятельно определять, какие продукты будут относиться к первой категории, а какие — ко второй.

«Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик» общими для всех внешних рынков проблемами считает:

— отсутствие прозрачных правил регистрации и порядка доступа на рынок;

— отсутствие информации о дистрибьюторах и специалистах в сфере регистрации лекарственных препаратов;

— особенности прохождения GMP-инспекций, сроки, требования и т. д, из-за которых организовать сложную схему поставки через третьи страны оказывается зачастую проще, чем заключить соглашение напрямую. А чем длиннее путь, пройденный продуктом, тем выше его цена.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы