Что детский сад дает детям? Размышляют психологи Ольга Крушельницкая и Антонина Третьякова.
Сверстники
В 3-4 года у малыша появляется потребность общаться не только со взрослыми членами семьи, но и с детьми. В компании ровесников дети учатся побеждать и проигрывать. Это очень важно, потому что взрослый, играя с ребенком, всегда «поддается». А ребенок, который растет с убеждением, что его удел – сплошные победы, обречен на тяжелые переживания в будущем.
В игре с другими детьми малыш учится подчиняться правилам, считаться с чужим мнением. Чтобы взрослый согласился поиграть, ребенок должен или подольститься к нему, или одолеть его нытьем. А вот чтобы с тобой согласились играть ровесники, надо уметь соблюдать правила, уступать другим.
В компании других детей веселее бегать, прыгать и визжать. А в этом у детей физиологическая потребность.
Но главное, что учиться общаться с другими детьми лучше, когда все еще не умеют, все еще только учатся. Иначе, влившись в детский коллектив, рискуешь оказаться самым некомпетентным, а значит, и лишним.
Но, с другой стороны, с ровесниками можно познакомиться на детской площадке, в школе раннего развития, куда обычно водят «домашних» детей, в своем же подъезде... Конечно, в этом случае общения с другими детьми будет меньше, зато вы можете подобрать малышу друзей из вашего круга.
Самостоятельность
В детском саду нет мамы. И это даже полезно для малышей избалованных, единственных и поздних в семье. Они очень быстро поймут, что не все будут исполнять их желания, не все будут ими восхищаться.
Но, с другой стороны, расставание с мамой на целый день – огромный стресс. А детство, проведенное в семье, дает человеку ощущение защищенности, уверенности в тылах на всю остальную жизнь. Между мамой и детьми возникает чувство особой душевной близости.
К тому же, отдавая малыша в детский сад в раннем возрасте, вы, вполне вероятно, определяете этим судьбу своих внуков. Некоторые психологи считают: то, что у нас несколько поколений женщин с первых месяцев жизни росли в яслях и детских садах, на пятидневках и продленках, ослабило у них чувство материнства, и теперь воспитание своего ребенка вне семьи они считают единственно верным.
Круг общения
В детском саду есть воспитатели. Общаясь с ними, ребенок научится слушаться и понимать требования не только родителей, но и чужих взрослых. Это хорошая подготовка к школе.
Но, с другой стороны, если вы хотите, чтобы он перенял ваши ценности, ваши взгляды на жизнь, копировал вашу речь, подражал вашим манерам, а не брал за образец чужую тетю, воспитательницу Мариванну, с которой он проводит в саду целый день, не спешите выталкивать птенца из гнезда.
Подготовка к школе
В саду детей готовят к школе. Там музыкальный работник занимается с ними пением и танцами. В режиме дня специально выделено время для лепки и рисования. А ведь не каждая мама умеет петь и лепить, найдет время и желание танцевать с малышом и рисовать. Во многих садах есть логопед. Детей старшей группы учат читать и считать.
Но, с другой стороны, практика показывает, что у «домашних» детей более развита речь, богаче словарный запас, они обычно лучше читают, считают и пишут, чем «садовские» дети, потому что именно на чтение и счет нажимают родители, когда занимаются со своими детьми. А для занятий музыкой и живописью существуют школы раннего развития, творческие студии и кружки.
***
Какая модель дошкольного воспитания близка именно вам – решайте сами. Главное, что у родителей теперь есть выбор: малыша можно отдать в сад в три года, а можно и в пять, садик может быть районным, а может быть частным, а для домашних детей существует множество разнообразных детских коллективов, где можно и получить развитие, и найти друзей.
Лучше повременить
С детским садом придется повременить, если:
>> У малыша возникают аллергические реакции на самые распространенные продукты питания – молоко, пшеницу... на сухой корм для аквариумных рыбок, на перья птиц... Не только потому, что во многих детских садах есть живые уголки, а отдельное меню ему никто готовить не будет. У аллергиков особый иммунный ответ на вирусные инфекции. Их организм во время простуды вырабатывает меньше «хороших» антител, которые дают стойкий иммунитет к перенесенному вирусу. Вдобавок за время болезни у детей, склонных к аллергии, вырабатываются антитела, усиливающие аллергические реакции.
>> У вас часто болеющий ребенок. Тогда надо сначала разобраться в причинах его постоянных простуд.
>> Малыш чрезмерно тревожен, не отпускает маму ни на шаг, боится чужих людей, темноты, не хочет находиться один в комнате. Такого ребенка надо сначала проконсультировать у психологов.
>> У ребенка уже был негативный опыт разлуки с мамой: лежал в больнице, пережил развод родителей, смерть кого-то из близких.
А с точки зрения здоровья?
Что лучше – детский сад или детство, проведенное дома? Педиатр, доктор медицинских наук, профессор Владимир Таточенко считает, что серьезных доводов против детского сада нет. А вот несомненные плюсы «организованного детства» перечислить можно.
>> В детском саду дети живут по режиму. В одно и то же время едят, положенные часы гуляют, днем спят. Дома же редкая мама или бабушка выдерживает необходимый ребенку режим.
>> В детском саду питание сбалансировано соответственно возрасту. Там дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов. И никаких деликатесов, вызывающих ожирение или гастрит. И едят они неплохо, глядя на своих товарищей. А дома малыши часто едят с уговорами, еду однообразную (бабушка готовит только то, что малыш любит) или рассчитанную на взрослых членов семьи.
>> «Садовские» дети все положенные прививки получают согласно прививочному календарю. А за родителями «домашних» детей педиатрам иногда приходится бегать, чтобы убедить их привить ребенка.
>> И даже то, что в детском саду дети начинают часто болеть, – хорошо. Ребенок в коллективе встречается с большим количеством новых вирусов, которые другие дети принесли в сад из своих семей. Но иммунитет после перенесенных ОРВИ сохраняется несколько лет, поэтому, рано познакомившись с самыми распространенными вирусами, «садовец» будет меньше болеть в школе.
Личное мнение
– Я считаю, что ребенка нужно отдавать в детский сад. Я сама выросла в саду, и мне там очень нравилось. Мои дети тоже ходили в детский сад, причем с удовольствием. Но и сами детские сады, в которые я их отдавала, были очень хорошие. Мне нравилось, что с детьми там занимались, они постоянно учили стихи, и было заметно, что это помогало им развиваться… Дочь Даша даже ходила на пятидневку – я ведь работала, в том числе и по вечерам. Но, конечно, мы старались, когда была возможность, забирать ее не только в выходные, но и в середине недели. Я уверена, когда ребенок растет в коллективе – это для него лучше.
Татьяна Судец