Сегодня чуть ли не каждый второй «сам себе врач» и спокойно может проконсультировать не только своих знакомых, но и работников аптек о том, какие препараты лучше назначать в какой ситуации. Врачи и фармацевты недоумевают: с чего такой «бум» самолечения? Ведь, с одной стороны, медицинская грамотность – это хорошо, но, с другой, - люди не всегда могут принимать правильные решения, не будучи медиками, а последствия таких ошибок бывают весьма плачевными.
Специалисты утверждают, что виной всему Интернет. Именно благодаря глобальной интернетизации населения (число интернет-пользователей в России за последние 5 лет увеличилось с 35 млн. до 70 млн. человек, а это практически половина всех жителей страны) и присутствию в Сети многочисленных научных и вовсе не научных медицинских сайтов, люди ударились в самолечение.
Врачи же отмечают, что на деле ситуация с медицинской грамотностью прямо противоположная. Обилие информации о лечении заболеваний и лекарствах просто запутывает людей, вводит в опасные заблуждения, давая ощущение ненужности похода к врачу, медицинского обследования.
«Зачем? – Ведь в Интернете итак все подробно описано, все симптомы подходят, чем лечиться – тоже написано, а поход к врачу – только лишняя трата нервов и денег». Такое мнение, увы, сегодня не редкость. Особенно часто оно встречается у современных и, казалось бы, благоразумных людей, которые в силу занятости на работе не имеют возможности вовремя обратиться за квалифицированной медицинской помощью. И, если неправильно поставленный себе диагноз – это только полбеды, то настоящая катастрофа может случиться, если после этого следует неправильное самолечение. «Люди элементарно не разбираются в группах лекарственных препаратов, - комментирует ситуацию сотрудница крупной аптечной сети. – К нам приходят покупатели без рецепта и просят продать им достаточно серьезные рецептурные препараты, притом, что принимать их, не имея соответствующих показаний, может быть просто опасно для жизни».
Немалую роль, конечно, тут сыграла и реклама, внушающая потребителям, что только тот или иной препарат поможет им. А о том, что у большинства рекламируемых брендов существуют международные непатентованные наименования (МНН) и, по сути, они мало чем друг от друга отличаются, и то, что «брендированный» препарат стоит на несколько порядков дороже «небрендированного», знают немногие. Самые честные позиции сегодня занимают производители «небрендированных» препаратов (оригинальных и генериков), которые указывают на упаковке только МНН (флуконазол, кларитромицин и т.п.). Из-за отсутствия необходимости тратить деньги на рекламу и разработку таких препаратов, цена на них гораздо ниже, чем у компаний, которым необходимо продвинуть свой бренд на рынке.
Единственное, на что действительно стоит обращать внимание при покупке таких препаратов – это на производителя. Так, например, во всем мире существуют признанные лидеры в производстве таких лекарств, за качество продукции которых можно не беспокоиться (например, израильская компания Teva – лидер по производству генериков в США и в Европе, успешно продающихся и в России).
Конечно, помимо незнания таких базовых вещей, как МНН препарата, у современных людей существуют и другие проблемы. Так, народная медицина и советы «домашних целителей», лечащих с помощью картошки глаукому, а с помощью огурца – простатит, тоже могут довести доверчивых интернет-пользователей до больницы. Однако верить таким обещаниям или нет – это уже вопрос здравомыслия каждого человека в отдельности. Ведь не стоит забывать, что организм у каждого свой и болезни у всех разные, как и причины их возникновения. И то, что помогло одному, другому может нанести непоправимый вред.
Поэтому врачи настоятельно рекомендуют особо впечатлительным людям поменьше времени проводить в Сети и хотя бы раз в год устраивать себе диспансеризацию. Ведь здоровье у нас одно, а испортить его можно множеством различных способов!