Женщина – двуногий друг человека
В середине девятнадцатого века женщина в Италии была вещью, отец или муж распоряжались ею как угодно: хотели – замуж отдавали по расчету, хотели – в монастырь. Винченцо Джоберти, известный итальянский философ и общественный деятель XIX века, выразился на этот счет более чем ясно: «Женщина соотносится с мужчиной так же, как растение соотносится с животным или как растение-паразит соотносится с деревом, вокруг которого вьется».
У итальянской женщины законом было отобрано абсолютно все: право на самостоятельность, на доставшееся от родителей имущество, на кровно заработанные деньги и даже на собственных детей. Распоряжаться всем этим мог только муж. Работать женщинам дозволялось только на неквалифицированных должностях – вход в конторы и офисы им был закрыт. Денег они получали в два раза меньше мужчин, даже если выполняли ту же самую тяжелую работу.
Все было впервые и вновь
Объединение Италии, последовавшая за ним индустриальная революция и, как ни парадоксально, фашистский режим изменили ситуацию в лучшую сторону, но дело шло небыстро. Например, возможность голосовать итальянки получили только после Второй мировой войны. Для сравнения, в Австралии это случилось в 1902‑м, в России – в 1917‑м, а в Германии – в 1920-х годах.
Итальянские феминистки активизировались лишь в 60‑х годах ХХ века, когда внезапно поднялся вопрос о разводе. В 1969‑м под их влиянием парламент принял закон о возможности разрыва брачных уз. Именно это стало первым шагом итальянских женщин на пути к освобождению. Муж переставал быть полновластным хозяином, ведь появилась возможность сравнительно легко развестись с ним. Нельзя сказать, что до этого разводов не было совсем. Они были, но в виде единичных случаев, ведь для этого требовалось позволение Церкви, а оно давалось только при очень веских причинах, которыми, разумеется, не считались ни побои, ни прочие бытовые «мелочи».
Каким ты был, таким ты и остался
В 1975 году жены получили равные имущественные права с мужьями, в 80‑х изнасилование наконец-то было признано преступлением. И лишь в 2003 году женщинам было дано право занимать административные должности.
Впрочем законы законами, а общее отношение и особенно судебные процессы до сих пор поражают. Например, в 2000 году некий насильник был оправдан на основании того, что его жертва была одета в джинсы. По мнению суда, изнасиловать женщину в брюках, да еще в столь «жестких», практически невозможно. А уж подать в суд на работодателя, который домогается подчиненной, до сих пор крайне сложно. Даже если удастся собрать свидетельства, процесс будет длиться много лет, а истица рискует оказаться в полном вакууме и, разумеется, без работы.
Все эти перипетии привели к расслоению итальянок на две далекие друг от друга группы. Первая – активные строительницы собственной жизни, заинтересованные в карьере. Вторая (и это подавляющее большинство) – те, кто предпочитает оставаться в тени, полностью посвящая себя домоводству.
Классическая итальянская мама из анекдотов – это пожилая (в реальности такие персонажи встречаются и среди молодых) домохозяйка со средним, а то и вовсе начальным образованием. Круг ее забот составляют домашнее хозяйство, муж, дети и церковь. Изредка в него входит рукоделие и почти никогда чтение. Полное отсутствие других интересов зачастую преподносится как добровольная жертва семье, что позволяет женщине манипулировать родными самым бессовестным образом: я на вас жизнь положила, а вы!
Чистота – залог здоровья?
Заскок на уборке у итальянок высмеивают даже сами итальянцы. Типичные шутки на эту тему: «Женщина – это существо, которое постоянно что-то намывает» и «Завелась в доме женщина – приготовься к ежедневному грохоту падающей швабры». Анекдоты тоже не отстают: «Мать мафиози: «Идите пытать этого бедолагу на задний двор, а здесь я только что убралась!»
Стоит отдать должное, дома у большинства итальянских хозяек сверкают невероятной чистотой. Однако возникает подозрение, что нескончаемые уборки – дело исключительно эстетическое, поскольку отношения с гигиеной в Италии до сих пор странные. Так, например, в стране совершенно не распространена привычка мыть руки перед едой или приходя с улицы.
Кормление семейства – второе призвание Итальянской Мамы. Ежедневные походы на рынок и в магазины, долгое колдовство на кухне, огромные кастрюли соусов, которые раскладываются по формам и замораживаются впрок – все это требует сил. Но даже по сравнению с восьмидесятыми годами количество времени, необходимое для домашних дел, значительно уменьшилось. Если раньше домохозяйки сами раскатывали тесто для лапши и лазаньи, сейчас этим занимаются единицы, а остальные покупают готовое тесто, а то и полуфабрикаты.
На коротком поводке
Сегодня итальянская домохозяйка уже не может оправдывать свою ограниченность круглосуточным домашним трудом, а в результате рискует потерять столь удобный образ великомученицы и героини. Особо предусмотрительные дамы изначально устраивают все так, чтобы в быту муж и дети были полностью беспомощны и нуждались в неотступной помощи. Отсюда фиксированные расписания обедов‑ужинов, отодвигания которых на жалкие десять минут воспринимаются хозяйкой как личное оскорбление. Отсюда непременные воскресные обеды у мамы, явка на которые обязательна. Отсюда попытки контролировать жизнь близких, особенно сыновей. Ситуация, когда работающий тридцатилетний итальянец живет с родителями и пальцем не шевелит по хозяйству, является совершенно нормальной.
Сплошь и рядом взрослые дети переезжают на съемные квартиры, и их мамы начинают ездить туда, чтобы готовить, стирать и убираться. Часто это продолжается, даже когда у сына появляется невеста.
В тихом омуте черти водятся
Один умный человек заметил, что за любым успешным мужчиной скрывается умная женщина. Именно это и наблюдается сегодня в итальянском обществе: мужчина – голова, а женщина – шея, как повернется, так и будет. Внешний патриархат является показным, а на деле в стране царит тайная власть Мамы. Мужественный мачо прогибается под волей милой старушки и всячески старается ей угодить, вырабатывая безошибочные методы с самого детства: комплименты, лесть, послушание и влюбленный взор…
Именно на это клюют женщины во всем мире, не догадываясь, что все это для среднего итальянца то же, что и широкая улыбка для жителя США, – доведенный до автоматизма рефлекс.
Молодые итальянки прекрасно знают это, а потому не торопятся замуж. Многие из них отказываются от официального заключения брака даже после рождения ребенка, пытаясь избежать прессинга со стороны свекрови, спорить с которой вредно для здоровья и семейного положения.