Заседание прошло накануне Дня работников атомной промышленности в Ульяновской области, в «атомном» же городе Димитровграде.
Теперь здесь есть специалисты, которые не имеют отношения ни к военному (ядерное оружие), ни к мирному в привычном понимании этого слова (когда имеются в виду электростанции) атому.
В ульяновском ядерно-инновационном кластере создаётся один из главных российских центров ядерной медицины.
Доктор - радиация
Почти всем без исключения приходилось делать «фото» на рентгеновском аппарате. Многие слышали, что радиоактивное облучение применяется для борьбы с раковыми поражениями органов человека. Но и это далеко не всё, что может предложить нам ядерная медицина, которая считается одним из самых высокотехнологичных видов медицинской помощи. Около 30 млн высокоточных диагностических процедур в мире ежегодно проводится с использованием специальных радиоактивных материалов - изотопов.
- Речь идёт о функциональной диагностике, - поясняет Михаил Лобанов, специалист по радиационным технологиям. - Метод позволяет выявить нарушения в работе органов и подтвердить подозрения на онкологическое заболевание ещё до того, как опухоль начала расти, выявить рак на самых ранних стадиях.
Впрочем, по словам Дмитрия Фомина, доктора наук, руководителя отдела радиационной медицины Российского научного центра рентгенологии, диагностическая ядерная медицина, которую на Западе называют молекулярной визуализацией, используется во всех областях - от экстренной хирургии до детской нефрологии.
- Для родителей наших маленьких пациентов, которые начинают переживать, увидев на оборудовании знак радиоактивной опасности, - почти по-отечески поясняет Дмитрий Фомин, - мы приводим цифры: радионуклидное исследование ребёнка, например, на предмет болезни почек, наносит примерно такой же вред, как два часа, проведённые в самолёте, где естественный радиационный фон из-за высоты выше, чем на земле.
В тело человека обычно с помощью внутривенной инъекции вводится радиофармпрепарат. Его излучение улавливается и выводится на монитор однофотонного эмиссионного компьютерного томографа (ОФЭКТ) или позитронно-эмиссионного томографа (ПЭТ).
Часто такие томографы ставят в паре с обычными компьютерными томографами, которые позволяют получить ещё и анатомическую «карту» того или иного органа.
Радиофармпрепарат состоит из радионуклида, который даёт улавливаемое томографом излучение, а также специального носителя, который направляет радионуклид именно в тот орган, диагностику которого нужно произвести. На полученной «картинке» можно увидеть, например, как, где и с какой скоростью кровоснабжается орган, с какой скоростью и в каком направлении течёт моча или желчь.
Современные приборы позволяют с высочайшей точностью разглядеть нарушения функций органа и начать его лечение ещё до того, как в нём начнутся какие-либо структурные изменения.
Тем временем, несмотря на широкие возможности ядерной диагностики в кардиологии, урологии и некоторых других сферах, особые заботы связаны именно с онкологией. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире от злокачественных новообразований умирает более 7,5 млн человек (13% всех умерших).
В России на учёте в онкологических диспансерах состоит более 2,5 млн человек, количество онкологических больных с 1997 по 2007 г. увеличилось на 25%. Около 60% заболевших узнаёт, что у них рак, только на 3-й или 4-й стадии болезни, когда лечение затруднено.
Рост количества и процентного соотношения раковых заболеваний учёные объясняют несколькими причинами. С одной стороны, выше становится продолжительность жизни, современная медицина избавляет нас от множества болезней, которые раньше не поддавались лечению и приводили к летальному исходу, всё больше народа доживает до рака. С другой стороны, количество онкологических заболеваний толкает вверх плохая экология или неправильный, нездоровый образ жизни.
Так или иначе, но необходимость, например, в ПЭТ-диагностике, утверждают некоторые эксперты, сегодня в России удовлетворяется лишь на 5%. В рамках национального проекта «Здоровье» с 2007 г. построено 7 ПЭТ-центров с несколькими томографами-сканерами в каждом.
- Один сканер должен приходиться на 1 млн населения, - говорит Дмитрий Дубинкин, начальник научно-исследовательского отдела Центра по проектированию и развитию объектов ядерной медицины Федерального медико-биологического агентства. - Стране нужно ещё около сотни ПЭТ-сканеров.
Каждый ПЭТ-центр, рассказывает Михаил Лобанов, состоит из циклотрона (на котором нарабатывается радиоактивный изотоп фтор-18), модулей синтеза (на которых получают радиофармпрепарат для инъекции) и одного или нескольких ПЭТ. Период полураспада Ф-18 меньше двух часов, поэтому исследование пациента проводится сразу после синтеза препарата. А вот «топливо» для ОФЭКТ - технеций-99м. Его нарабатывают из молибдена-99, который, в свою очередь, получают, облучая «урановые мишени» в специальных атомных реакторах. Такие в России есть в Обнинске и Димитровграде.
Спасём от рака мир
Кстати, уже сегодня «Росатом» отправляет на экспорт около 70% изотопной продукции. В корпорации, которая за счёт строительства атомных станций за рубежом остаётся одним из лидеров высокотехнологичного российского экспорта, не скрывают, что имеют виды на серьёзную отдачу и на мировом рынке ядерной медицины. Там сейчас как раз столкнулись с дефицитом молибдена-99.
- По имеющимся прогнозам, к 2030 г. объём мирового рынка ядерной медицины вырастет более чем в 5,5 раза, - говорит глава «Росатома» Сергей Кириенко. - Сегодня это 12 млрд долларов, будет более 68 млрд долларов. Ядерная медицина - это один из самых точных, инновационных и быстро развивающихся секторов мировой экономики. Она может стать драйвером развития и для российской экономики в целом.
Можно сказать, что Россия будет лечить от рака весь мир. Но для нас, конечно, интереснее, что в том же Димитров-
граде в рамках ядерно-инновационного кластера создаётся новый Центр медицинской радиологии, который сможет оказывать медицинскую помощью 40 тыс. человек в год. Такие же центры появятся в Обнинске и Томске.
Федеральная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 г. предполагает начать в России и производство собственного оборудования. Пока его большая часть в диагностических центрах и лечебных лабораториях импортная. В «Росатоме» уже подписали первые соглашения с одним из мировых лидеров - компанией «Филипс» - на освоение некоторых её технологий и совместное производство в России ОФЭКТ и ПЭТ. Это оборудование будет поставляться под совместным брендом в клиники не только России, но и стран Содружества Независимых Государств.
В «Росатоме» обращают внимание, что корпорация уже находится на уровне самых высокотехнологичных компаний мира, вкладывая около 4,5% своей выручки в научные исследования и конструкторские разработки, в том числе и в области ядерной медицины. Это более 20 млрд рублей в год.
Тем временем в «Росатоме», оправдывая звание «корпорация знаний», утверждают, что не менее важна программа подготовки специалистов и для «атомных» научно-исследовательских центров, и для специализированных медицинских лабораторий, которых в ближайшее время в России станет гораздо больше.
Читайте также: | |
---|---|
Ядерная медицина спасёт от рака 115 000 россиян | |
Атом на экспорт. Россия запустила атомную станцию Бушер в Иране | |
Диагноз будут ставить на молекулярном уровне? |
Так, в Димитровграде создаётся центр обучения и переподготовки кадров для всей российской ядерной отрасли, «Росатом» привлёк к сотрудничеству НИЯУ-МИФИ, Ульяновский и Самарский государственные университеты. Договорённость о подготовке специалистов по трём десяткам специальностей достигнута с Федеральным медико-биологическим агентством.
- На уже существующем в российских клиниках оборудовании можно было бы проводить большее количество исследований, - говорит Дмитрий Фомин о ещё одной стороне кадровой проблемы. - Но некоторые врачи после медицинских вузов иногда просто не знают о существовании таких исследований, о возможностях ядерной медицины.
Тем временем опытные врачи-онкологи говорят, что самим пациентам вместо знания особенностей суперсовременных методов диагностики и лечения, конечно, лучше просто следовать нескольким рекомендациям, чтобы не запустить болячки.
Так, например, женщинам раз в год следует проходить обследование у гинеколога и маммолога. Мужчинам после 40 лет нужно раз в пять лет делать гастроскопию и каждый год сдавать элементарный анализ крови для диагностики возможного рака предстательной железы. После 60 лет мужчинам и женщинам раз в пять лет не помешает колоноскопия - исследование толстой кишки. Раз в три года необходимо элементарное рентген-исследование лёгких. Ну и, просто бросив курить, можно сократить риск развития рака лёгких более чем в 10 раз.