Наши эксперты – заведующий кафедрой факультетской хирургии № 1 МГМСУ, доктор медицинских наук, профессор Олег Луцевич, кандидат медицинских наук Юрий Прохоров, доцент Медицинской академии имени И. М. Сеченова, кандидат медицинских наук Сергей Гордеев.
Хирургия без разрезов, операция через незначительные проколы, а иными словами – лапароскопия – день ото дня становится все более популярной. Сегодня этот метод широко используется практически при любой патологии, требующей оперативного вмешательства, кроме разве что онкологии, где главным образом традиционно проводят открытые полостные операции. Впрочем, уже сегодня врачи с помощью лапароскопической техники, а также собственного опыта и мастерства успешно удаляют небольшого размера опухоли, в том числе и злокачественные.
Соломку подстелить
О том, насколько широко сегодня распространены онкологические заболевания, и говорить не стоит. К сожалению, это очевидно. Плохая экология, стрессы, некачественные продукты питания – все эти факторы ухудшают здоровье людей, провоцируя в организме рост патологически измененных клеток. Поэтому врачи неустанно твердят о том, чтобы каждый человек старше 45 лет раз в 2 года проходил хотя бы минимальное обследование организма. Такой скрининг обязательно должен включать в себя:
● УЗИ органов брюшной полости и малого таза;
● маммографию (для женщин);
● рентгенографию легких;
● колоноскопию (эндоскопическое исследование толстой кишки);
● эзофагогастродуоденоскопию (эндоскопическое исследование верхних отделов пищеварительного тракта – пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки).
Если никаких отклонений такое обследование, по счастью, не выявит, то можно будет до следующего раза расслабиться и жить спокойно, а если у врача-диагноста возникнут какие-либо подозрения, то придется пройти более информативное уточняющее исследование – компьютерную или магнитно-резонансную томографию. Своевременная диагностика позволяет выявить самые опасные заболевания на раннем этапе, когда справиться с ними проще всего.
Сэкономить время
Лечение онкологических больных осуществляется, как правило, в специализированных учреждениях, где имеется все необходимое оборудование для оказания таким людям медицинской помощи в полном объеме. И если человек нуждается в комплексном лечении (операция, химиотерапия и др. манипуляции), то лучше ему обратиться туда.
Но, к сожалению, в связи с большой распространенностью онкологических заболеваний, в таких учреждениях зачастую скапливаются большие очереди из пациентов. Поэтому если для избавления от злокачественной опухоли человеку не нужно проводить лучевую терапию, а достаточно одной только операции (что бывает при некоторых видах рака), то есть смысл обратиться в клинику, где имеются врачи, обладающие большим опытом проведения соответствующих хирургических вмешательств. Эта мера поможет выиграть время, что при данном заболевании очень важно. К тому же своевременная операция не только улучшает прогноз на излечение, но и позволяет по максимуму сберечь орган, частично пораженный раковыми клетками.
Поиск новых форм
Большая хирургия насчитывает более ста лет. За это время были внедрены самые различные операции на практически любом участке человеческого тела. Однако медицинские технологии с каждым днем продолжают развиваться. Когда-то в ходу у хирургов было одно старое немецкое изречение: «Gross Chirurge mashen gross Schinitte», что по-русски звучит так: «Большой хирург – большой разрез».
Сегодня, к счастью, эта поговорка уже не так популярна, как раньше. Еще с начала прошлого века стала активно разрабатываться хирургия малых доступов, целью которой было добиться при проведении операций минимального повреждения тканей, при этом максимально сохранив качество и объем хирургического вмешательства. Именно таким методом стала лапароскопия. Первая операция, совершенная таким способом, была выполнена французским хирургом Филиппом Муре в 1987 году, после чего это событие в медицинской среде окрестили «второй французской революцией». С тех пор лапароскопические операции перестали быть чудом и стали, по сути, хоть и альтернативным, но уже рядовым хирургическим методом.
Малый доступ – большой результат
Хирургический доступ при этом методе осуществляется не через громадные разрезы, а через маленькие проколы (1–2 см). Как правило, таких проколов в брюшной полости хирург делает три-четыре. В одно вводит лапароскоп: телескопическую трубку с системой линз, присоединенной к видеокамере, в другие – хирургические инструменты, а чтобы все видеть и удобнее работать, в брюшную полость нагнетается углекислый газ.
Преимущества лапароскопии очевидны, это:
● минимальный травматизм мышц и тканей;
● небольшая кровопотеря;
● отсутствие большого рубца (на коже остаются еле заметные следы от проколов);
● недолгое пребывание в стационаре (через 3–4 дня после операции больного выписывают);
● как минимум в 2–3 раза более короткий реабилитационный период;
● отсутствие значительного болевого синдрома после операции.
К сожалению, современная аппаратная диагностика еще не так совершенна, как хотелось бы. Поэтому порой при проведении полостных операций по поводу рака случается, что хирург, уже сделавший большой разрез, вдруг обнаруживает, что опухоль неоперабельна и больному уже ничем нельзя помочь. Тогда ему ничего не остается делать, как просто зашить рану. А в результате напрасно прооперированный тяжелобольной человек вынужден мучиться еще и от послеоперационных болей. При лапароскопии, по крайней мере, человек будет избавлен от лишних травм и болей.
Применение лапароскопии при лечении онкологических больных не только показано, но и предпочтительно во многих случаях. Например, при раке почке и надпочечников, толстой кишки, предстательной железы, а также при всех опухолях в гинекологии и урологии.
Различий нет
Онкологи пока не очень-то жалуют малоинвазивную хирургию. Во‑первых, потому что у нас традиционно принято оперировать больных обычным способом, а во‑вторых, считается, будто лапароскопия не отвечает принципу радикальности. Этот принцип заключается в том, что при злокачественной опухоли необходимо удалить не только сам больной орган, но и окружающие ткани, в которых могут остаться метастазы.
Однако мировая и отечественная практика говорит о том, что лапароскопии вовсе не чужда радикальность. Кроме того, неоднократные многолетние исследования, которые проводились в разных странах мира, показали, что результаты обычных полостных операций и лапароскопических вмешательств в отдаленной перспективе ничем не отличаются друг от друга ни по проценту рецидивов, ни по сроку жизни больных.
Чтобы не было мучительно больно
Лапароскопия является настоящим спасением для людей, переживших операцию на толстой кишке (в том числе и по поводу рака). Во многих таких случаях (особенно если операция была экстренной) хирургам сложно обойтись без создания колостомы (или противо-естественного ануса) – выведения оставшейся части кишки наружу, на брюшную стенку. Такое положение вещей многие больные, особенно молодые, воспринимают как трагедию, и подчас это становится причиной для сведения счетов с жизнью.
Повторную операцию, в результате которой можно вернуть толстую кишку на положенное ей место, можно делать не раньше чем через несколько месяцев. Однако воспоминания о тяжелейшей операции, которую больным пришлось перенести, не позволяют многим из них решиться на еще одно подобное вмешательство. И так люди продолжают оставаться инвалидами. А благодаря лапароскопии можно сделать такую операцию легко и безболезненно. Три прокола – и к человеку возвращается прежнее качество жизни!