Примерное время чтения: 6 минут
1416

Как позаботиться о здоровье ребёнка, прежде чем отправить его в 1-й класс

«АиФ. Здоровье» № 35. Пособия на детей-инвалидов вырастут на 600 рублей 27/08/2009

Как подготовить ребенка к этому важному этапу в его жизни и сделать так, чтобы новые контакты и обязанности были ему не в тягость, а только в радость?

На вопросы, которые чаще всего волнуют родителей дошколят, отвечает кандидат медицинских наук, врач высшей категории, педиатр Наталия Стефанова.

Вопрос № 1

Как убедиться в том, что ребенок физически и психологически готов к новым для него нагрузкам?

Ребенку, который готовится поступить в садик, а тем более в школу, необходимо пройти мини-диспансе­ризацию. Особенно это необходимо детям, имеющим какие-то проблемы со здоровьем. Прежде всего нужно посетить педиатра, а затем кардиолога, невропатолога и гастроэнтеролога, а для часто болеющих детей необходима также консультация ЛОР-врача. По результатам этой диспансеризации, если будут выявлены какие-то нарушения, специалисты выработают программу по коррекции найденных проблем.

Если маму беспокоит поведение ее ребенка (гиперактивность, неусидчивость, агрессивность или, наоборот, заторможенность, апатичность), обратитесь к детскому психологу с целью помощи в адаптации малыша в новом коллективе. Но это не должен быть формальный поход к врачу, для галочки. Имеет смысл обратиться в специализированный центр, где работают настоящие, серьезные профессионалы. К сожалению, немногие родители прибегают к этой очень эффективной мере, предпочитая ошибочно считать свое чадо одним из поколения индиго. Конечно, все мы в той или иной степени склонны считать своего ребенка самым гениальным, но не стоит закрывать глаза на некоторые отклонения в поведении маленького человека. Чаще всего эти странности вызваны не гениальностью, а особенностями психики или даже банальной педагогической запущенностью малыша. Но если обратиться к психологу вовремя, многие проблемы можно легко скорректировать, а если, наоборот, упустить момент, то последствия могут быть очень неприятными. В первую очередь надо показывать детским неврологу и психологу тех детей, которые перенесли родовую травму, внутриутробную инфекцию, перинатальную энцефалопатию (такое бывает, если мама во время беременности сильно нервничала, или страдала токсикозом, или имела угрозу прерывания беременности). Не нужно бояться, что ребенку обязательно выпишут сильнодействующие психотропные препараты. Чаще всего бывает достаточно применения психологических приемов, выполнения под руководством родителей специальных заданий или даже приема банальных витаминов.

Вопрос № 2

Как уберечь малыша от вирусов и инфекций? Давать или нет ребенку лекарства-иммуномодуляторы?

Тут родителям важно успокоиться и понять, что застраховать ребенка от болезней практически невозможно. Малыш, попадая в коллектив, сталкивается с чужой микрофлорой, огромным количеством бактерий.

Но можно сделать так, чтобы ребенок болел как можно реже и переносил заболевания легче. Во-первых, очень важно заранее выявить у малыша хронические очаги инфекции и укрепить органы-мишени, которые первыми на себя принимают удар. Во-вторых, нужно обеспечить психологический комфорт ребенка в детском учреждении – от благоприятного эмоционального фона во многом зависит здоровье. И в-третьих, следует привить ребенку банальные гигиенические навыки: привычку мыть руки перед едой и после прогулки и посещения туалета.

И о профилактике тоже, конечно, не стоит забывать. Особенно в эпидемиологически опасный период. В это время полезно давать ребенку витаминные комплексы, возможно – гомеопатические препараты. Обязательно надо сделать прививку от гриппа. Не стоит гоняться за дорогими вакцинами – отечественные, как показывает опыт, ничуть не хуже. Другой вопрос – как и когда прививаться. Делать это нужно заранее, а не во время эпидемии, также важно соблюдать все показания и противопоказания и необходимо, чтобы малыш на момент вакцинации был здоров.

Вопрос о необходимости лекарств-иммуномодуляторов должен решать врач-иммунолог в каждом конкретном случае. Если же говорить о природных иммуномодуляторах (родиола розовая, золотой корень, эхинацея пурпурная), не стоит давать их детям до 16 лет, поскольку эти вещества являются очень сильными биостимуляторами иммунной системы, что не всегда растущему организму на благо.

Вопрос № 3

Какие общеукрепляющие мероприятия следует проводить, чтобы улучшить здоровье ребенка?

Да практически любые. Посоветовавшись с педиатром, например, можно начать закаливание. Методик масса. Если обливание холодной водой врач не рекомендует (или просто это не нравится самому ребенку), мама может просто сделать дорожку из камней или из крупы и попросить по ней побегать ребенка босиком. Подойдут и специальные мягкие резиновые коврики с шипами – на таком ковре ребенку нужно маршировать по 3–5 минут два раза в день. Поскольку стопа является большой рефлексогенной зоной, ее массаж способствует укреплению многих органов. Еще хорошо периодически в домашних условиях раздевать ребенка до трусиков, чтобы некоторое время (5–7 минут) он принимал воздушные ванны. Полезно приучить малыша каждый вечер полоскать горло обычным чаем и промывать нос – это обеззараживает микрофлору носоглотки.

Также важно наладить режим дня. Запомните: чем дольше ребенок сохраняет полезную привычку спать днем, тем лучше для его физического и психологического здоровья. Продолжительность такого сна не важна (достаточно и получаса), важен сам факт того, что в течение дня ребенок имеет возможность отдохнуть и восстановиться. Поэтому как бы ни был велик соблазн позволить ребенку в выходной день выбиться из режима, разрешить ему поздно ложиться и поздно вставать, заботливый родитель все-таки не должен этого делать. Ведь, проснувшись в полдень, малыш уже не захочет ложиться спать днем. В идеале в 21–22 часа ребенок должен быть уже в постели. Перед сном можно поиграть с ним в спокойные игры или почитать книжку.

Вопрос № 4

Как и чем нужно кормить ребенка, чтобы он легко и успешно справлялся с новыми для него нагрузками?

Самая важная трапеза в течение дня – это завтрак. Он обязательно должен быть полноценным. Ребенок, уходя в школу, должен не просто перекусить, а быть совершенно сытым. Хорошо, если утром он получит теплую кашу, или творожную запеканку, или омлет, или даже растаявшее мороженое. Впрочем, это может быть и разогретая паровая котлета или другое сытное блюдо.

Совершенно необходимо решить проблему дневных перекусов. Неплохо дать с собой в школу ребенку яблоко или банан, чтобы он мог заморить червячка до обеда. Среди продуктов, которыми не следует перекусывать: чипсы, конфеты, выпечка (особенно из песочного теста), сладкая газировка, жареная пища.

Завтрак в идеале должен быть углеводным (углеводы нужны мозгу), обед – белково-углеводным. Важно, чтобы обед был полноценным, состоял из трех блюд. Сладости не должны служить перекусом, они могут быть только десертом после основной еды. Ужин нужно закончить за 2 часа до сна, перед сном можно дать выпить ребенку стакан кефира или теплого молока с медом – для крепкого сна.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы