Кое-что о пользе гамака
По статистике, каждый пятый страдает от укачивания в транспорте. Это состояние, связанное с повышенной чувствительностью вестибулярного аппарата, называют «болезнью движения» или кинетозом. Вялость, бледность, головокружение, холодный пот, затем тошнота – таковы симптомы укачивания. Закончиться все это может обмороком.
Укачиванию мы больше подвержены тогда, когда переутомляемся, недосыпаем или нервничаем. Кинетоз может стать и платой за малоподвижность, нетренированность, ведь состояние организма в целом влияет и на функции вестибулярного аппарата. Закаленный, физически тренированный человек даже при повышенной чувствительности вестибулярного аппарата не испытывает укачивания или легко его переносит. Так что подумать о профилактике укачивания стоит задолго до полета.
Для тех кто подвержен укачиванию, особенно полезны аэробика, бег трусцой, баскетбол, волейбол, футбол. Во время занятий этими видами спорта снижается чувствительность к укачиванию, происходит постепенная адаптация к нагрузкам.
Полезно выполнять и специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата. Можно включить их в комплекс утренней зарядки.
Это различные наклоны и повороты головы, плавные ее вращения от одного плеча к другому; наклоны, повороты, вращения туловища в разные стороны. Вначале рекомендуется делать каждое движение 2-3 раза, затем постепенно довести количество повторений до 6-8 раз. Полезны и различные кувырки, гимнастические упражнения на турнике.
Не упускайте случая покачаться в гамаке, на качелях. Различные карусели, аттракционы также способствуют укреплению вестибулярного аппарата.
Синдром экономического класса
Во время полета на большое расстояние приходится долго сидеть неподвижно, подчас в неудобной позе, что приводит к венозному застою. В последнее время медики заговорили об опасности тромбоза глубоких вен (ТГВ), который может развиться в самолете. Вслед за инфарктом, инсультом ТГВ занимает третье место среди причин смертности. Во время длительного полета (больше трех часов) кровоток в ногах резко ослабевает, в результате увеличивается опасность тромбоза. Дополнительные факторы риска – травмы ног, прием гормональных препаратов, наследственные нарушения свертывания крови. Иногда это заканчивается трагически – сразу после полета или спустя несколько дней и даже недель. Врачи чаще всего ставят диагноз «сердечно-сосудистая недостаточность», но на самом деле причиной смерти оказывается небольшой тромб, вызывающий закупорку вен.
Для тех кто отправляется в длительный перелет или поездку, специально разработаны компрессионные гольфы. Их следует надевать вместо обычных носков или гольфов. В таких гольфах даже незначительные движения усиливают «насосную» функцию мышц голени, уменьшая венозный застой.
Чем меньше расстояние между креслами в самолете, тем в более неудобной позе приходится сидеть. Поэтому ТГВ чаще подвержены пассажиры экономического класса, появился даже термин «синдром экономического класса». Пассажиры первого класса имеют возможность расположиться куда более комфортно.
В группе риска те, кто страдает варикозным расширением вен, ожирением, пожилые люди, беременные женщины.
Как предотвратить ТГВ?
● Если вам больше 30 лет, перед длительным полетом надевайте эластичные колготы или бинты. Примите полтаблетки аспирина.
● Во время полета по возможности старайтесь чаще вставать, ходить. Когда сидите в кресле, двигайте ногами, головой, шеей.
● Избегайте употребления на борту алкоголя и кофе, которые способствуют обезвоживанию организма, в результате чего кровь становится более вязкой.
● Надевайте в полет удобную обувь на низком каблуке или разувайтесь во время перелета.
«Космическая» болезнь
Другая проблема, которая может возникнуть в полете, – метеоризм. Этому состоянию подвержены не только авиапассажиры, но и альпинисты во время подъема на большую высоту, оно связано с резкими перепадами давления. Чтобы избежать метеоризма, перед тем как отправляться в дорогу, не стоит пить газосодержащих напитков, есть пищу, вызывающую усиленное брожение (бобовые, сладости и т. п.) Перед полетом можно принять 1-2 таблетки активированного угля.
Лучше не пить газированных напитков и в полете. Что касается алкоголя, с ним следует быть осторожным, так как в полете его действие усиливается. «Сто грамм для храбрости», принятые в воздухе, оказывают воздействие гораздо более сильное, чем на земле.
Куда летим, микроб?
Другие проблемы, связанные с полетом в самолете, возникают из-за того, что воздухообмен в салоне ограничен – форточку не откроешь. Зато есть система кондиционирования, в результате микроорганизмы распространяются внутри самолета очень быстро, и их содержание в воздухе высоко. Неслучайно после перелета часто появляется насморк, развиваются заболевания дыхательных путей.
Более чистый воздух – в центральной части салона, поэтому лучше выбирать места именно там. Перед полетом полезно заранее укрепить иммунную систему, принимая витамины, ведя здоровый образ жизни.
Другую опасность таят в себе подголовники. Если их по каким-то причинам не поменяли, через них можно заразиться грибковым заболеванием или педикулезом (вшивостью). Перед тем как сесть в кресло, убедитесь, что подголовник чистый.
Читателям на заметку
Приятного полета!
А вот еще несколько советов, которые сделают полет приятным.
>> Перед полетом не переедайте, но и не отправляйтесь в путь на пустой желудок.
>> Перед дорогой не переутомляйтесь и постарайтесь выспаться.
>> Займитесь в самолете чем-нибудь отвлекающим – разгадыванием кроссворда или разговором с попутчиками. Это не даст вам сосредоточиться на возможных неприятных ощущениях, и, возможно, предотвратит синдром укачивания.
>> Минеральная вода, леденцы, кислые соки помогают снять симптомы укачивания.
>> За несколько часов до полета можно принять один из препаратов, снижающих чувствительность вестибулярного аппарата.
>> Перемещения с запада на восток переносятся хуже, чем с востока на запад. Самолет движется, догоняя рассвет, ночь все не наступает. В таком случае помогут темные очки или светонепроницаемая повязка (на некоторых рейсах их выдают пассажирам).
>> Во время длительного полета пригодится и маленькая надувная подушка, которую надевают на шею. Одежда и обувь должны быть легкими, чтобы можно было расслабиться и чувствовать себя свободно.
Личное мнение
Татьяна Арнтгольц:
– Я отношусь к тем людям, которые боятся летать на самолетах, поэтому стараюсь одна не летать, что, слава Богу, крайне редко со мной происходит. А вообще, если есть такая возможность, всегда выбираю для передвижения железную дорогу.