В период пандемии коронавируса врачи Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы запустили проект цифровой реабилитации детей «Дневной стационар 2.0», который дает уникальные возможности для лечения пациентов в удаленном формате.
Занятия по скайпу и консультации онлайн
Дети с психоневрологической патологией и двигательными нарушениями и их родители в ежедневном режиме получают доступ к медицинским и психологическим консультациям, а также виртуальным практическим занятиям. «Наш мир за несколько месяцев 2020 года кардинально изменился. Мы столкнулись с новым вызовом — пандемией COVID-19 и вынужденными ограничениями, которые тем или иным образом коснулись жизни каждого. Однако наши дети по-прежнему нуждались в постоянной реабилитации и помощи врачей. И поэтому единственным возможным вариантом работы стал онлайн-формат. Так и был придуман совместный проект нашего Научно-практического центра детской психоневрологии ДЗМ и Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ „Дневной стационар 2.0: Цифровая реабилитация детей“», — рассказала директор Центра детской психоневрологии, главный детский невролог Москвы, профессор Татьяна Батышева.
На сегодняшний день в онлайн-стационаре находится около 400 детей, а более 200 человек уже закончили дистанционные реабилитационные мероприятия. С каждым пациентом ежедневно работает мультидисциплинарная команда под руководством лечащего врача. Это неврологи, ортопеды, психологи, логопеды и многие другие специалисты, в чьей помощи нуждаются дети. Пациенты занимаются спортом, арт-терапией и дистанционной хореографией. Также создана онлайн-библиотека для родителей. Фактически, как отмечают врачи, у них сохранился такой же напряженный плотный график работы с пациентами, как и в обычной жизни. Только все общение, врачебные консилиумы, занятия с детьми переместились на технологичную интернет-платформу.
Для проведения дистанционной медицинской реабилитации принимаются дети, ранее проходившие лечение в Центре детской психоневрологии, с установленным диагнозом при наличии показаний и отсутствии противопоказаний к проведению медицинской реабилитации. Длительность реабилитации в отделении с использованием современных медицинских технологий составляет 14 дней. При регистрации на цифровой платформе у каждого ребенка формируются личный кабинет и цифровой календарь занятий.
Для работы с каждым пациентом создается мультидисциплинарная реабилитационная команда, состоящая из специалистов как медицинских, так и немедицинских специальностей. Цифровые решения, используемые в проекте, позволяют проводить и интерактивные занятия. Это могут быть занятия ЛФК, АФК, адаптивным спортом, психологические и логопедические коррекции. Активно используются компьютерные развивающие игры, адаптированные для детей с психоневрологической патологией и двигательными нарушениями.
«Реабилитацию у нас, как и в обычном режиме, проходят жители Москвы, пациенты с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата, но с применением дистанционных технологий. Расписание занятий и план реабилитации формируются индивидуально для каждого ребенка», — рассказала Батышева.
Также она отметила, что одной из главных задач перед запуском проекта была подготовка специалистов. Все врачи центра, а также младший медицинский персонал прошли специальное обучение. Задействовано максимальное число сотрудников. Так, например, сотрудники из младшего медицинского персонала получили квалификацию инструкторов ЛФК и тоже могут вести занятия онлайн.
На днях проект был представлен в Совете Федерации. Эксперты отметили его актуальность и подчеркнули, что дистанционные технологии могут найти применение и после снятия ограничений, например, для работы в отдаленных регионах. Родители также высоко оценили инициативу врачей, потому что в такой непростой ситуации очень важно продолжать работать и получать результат.
«Можно использовать дома любой уголок»
Мамы, чьи дети прошли дистанционную реабилитацию в центре, рассказали о том, как они попали в центр и как проходили онлайн-занятия.
Юлия Маркина рассказала, как проходили занятия ЛФК и с дефектологом в центре «Мы проходили занятия с ЛФК-инструктором, ежедневно по WhatsApp созванивались, по видео. И я повторяла все ее рекомендации. Мы занимались ЛФК. Также у нас были занятия с воспитателем. Общие, развивающие. Рисовали, лепили. Занятия с дефектологом были в связи с тем, что есть задержка в речевом развитии... Конечно, зависит от ребенка. По скайпу, когда мы с дефектологом занимались, он держал 10 минут свое внимание. Как говорил дефектолог, 10 минут для такого малыша — это вообще прекрасно. Конечно, с малышом сложно, если совсем маленький. И то все равно для меня исключительно положительные эмоции, — отметила она. — Мне проще, чтобы мне показывали, и я делала. Поэтому ЛФК у нас отлично „зашла“. Все 20 минут он трудился. У нас инструктор ЛФК показывала упражнения на большой розовой пантере. Естественно, это привлекло внимание. Поэтому ЛФК отлично проходила».
Другая мама, Ирина Журавлева, отмечает, что отличия в дистанционной реабилитации есть. «Но, когда вообще ничего нет, то, что можно позаниматься, — это хорошо, проходят хоть какую-то реабилитацию. Молодцы, что такое устроили», — поблагодарила она медиков.
Она также отметила, что родителям дать эти знания гораздо сложнее. «У нас не такие навыки, как у профессионалов», — подчеркнула Журавлева.
Ее дочь занятия смогли заинтересовать, и ей было очень интересно. «Когда я сама пытаюсь с ней делать, не так со мной занимается. Нас же еще и врач осмотрел и дал рекомендации, что нужно делать», — говорит Журавлева. Для занятия можно использовать любой уголочек, и вполне удобно. «У нас были и в комнате занятия, и на кухне», — отметила она.
Елена Туркина рассказала, что в центре ее ребенок оказался с рождения из-за заболевания.
«Там мы получаем полностью всю реабилитацию, всю помощь, которую должен получить ребенок. Все специалисты в одном месте собраны. Это очень удобно, потому что это заболевание ведет за собой и ортопедические проблемы, и со спинным мозгом проблемы, и проблемы с патологией органов малого таза, у многих недержание мочи. Удобно, что не надо бегать по разным поликлиникам, по разным больницам. Т. е. я легла, и моего ребенка ведут специалисты разнопрофильные, которые нам нужны. Еще я, конечно, в восторге от наших инструкторов по ЛФК, от наших массажистов, от наших физиоврачей», — рассказал она.
Она отметила, что дистанционное образование — это очень интересно. «Во-первых, с нами занимаются психологи. Так как у меня ребенок более взрослый, нам 11 лет, я, конечно, не сижу и не слушаю. Но знаю, что занятия очень ему нравятся. Знаю, что они ему помогают, знаю, что ему интересно», — считает она.
Особенно Елена отметила работу логопеда, которая смогла найти подход к ребенку, определила его проблемы и стала с ними работать. «Я рада, что есть такая платформа», — рассказала она.
Также Елена отметила, что организация занятий дома не составила для нее никаких трудностей. «Наши медики и педагоги все продумали, поэтому для меня не составило никаких трудностей. Онлайн-занятия у нас проходят по скайпу. Они и рисуют, и лепят. А ЛФК мы занимаемся по WhatsApp. Спасибо медикам, руководящему составу. Все было очень доступно, все очень понятно. Я очень рада, что мы все-таки попали и просто так наше время не прошло. Мы им отправляли наши анализы, могли получить консультации, это тоже было очень важно для нас. Я в любой момент могла связаться по скайпу и онлайн получить консультацию врача», — отмечает она.