Почему страдает сердечно-сосудистая система?
По официальным данным ВОЗ, постковидным синдромом страдают не менее 10% переболевших. по неофициальным – те или иные последствия ощущают на себе абсолютное большинство.
Так, риск образования тромбов после болезни есть у каждого третьего. Наибольшая опасность развития инфаркта и инсульта у людей, перенёсших COVID-19, возникает через 2 месяца после выписки из стационара, указывает врач-кардиолог, д. м. н., профессор кафедры Первого МГМУ им. Сеченова Дмитрий Напалков. То есть даже после выздоровления пациенты всё ещё остаются «на мушке».
«В России, как и в большинстве стран, в 2020 г. от болезней системы кровообращения людей умерло больше, чем в предыдущие, – говорит ведущий научный сотрудник НМИЦ кардиологии, профессор, д. м. н. Роман Шахнович. – Пандемия повлияла на статистику по сердечным заболеваниям парадоксальным образом. Количество госпитализированных пациентов с инфарктом в 2020 г. по сравнению с предыдущим годом не увеличилось, как ожидалось, а, наоборот, уменьшилось. Но, конечно, это мнимое благополучие. Больные просто боялись ехать в больницу, опасаясь там заразиться коронавирусом. Понятно, что инфарктов меньше не станет. Для сердца остро необходима спокойная среда, а у нас который год сплошные стрессы. Ну и плюс постковидные последствия».
Что поможет не пасть духом и не скатиться в депрессию?
Советует врач-психиатр Виктор Ханыков:
– Попробуйте отвлечься от негативной информации. Всё, что возможно вне дома – встречи с друзьями, посещение по «коду» концертов и пр., – стоит ввести в обязательную систему. Будем честны, многие из нас ведь «лишились» того, чего почти никто не использовал. Так, может, хоть усложнение доступности поможет нам оценить важность каких-то мероприятий. А преодоление трудностей улучшает личность.
Но поскольку дома всё-таки приходится проводить приличное количество времени, займитесь планированием. Столько часов я отвожу на дистанционную работу, столько – на чтение книг, столько – на приготовление еды и т. д. Причём это лучше расписать прямо по часам.
Очень важный пункт здесь – общение с детьми. Наконец-то появляется возможность заняться их нормальным воспитанием – отобрать гаджеты и реально с ними общаться. А может, взять долгожданную собаку в дом. Из приюта.
Исключите или хотя бы сведите к минимуму просмотры ток-шоу, новостей про эпидемию и про козни реальных и мнимых «врагов», не отслеживайте регулярно сводки по заболевшим. Вы не узнаете ничего нового, только подпитаете тревоги.
Не надо идти на поводу у своего мозга, который тянется к отрицательным эмоциям, – такое удовлетворение нужно мозгу отрезать. И ввести удовлетворение от позитивных вещей, которые я перечислил. Смотрите всё познавательное и прекрасное – «Ледниковый период», «Голос», «Лучше всех», выбирайте фильмы лёгкие и красивые.
И представляйте себя здоровым! Даже если заболели, моделируйте своё выздоровление. Есть примеры из онкологии, когда настроенность мозга на победу над болезнью давала излечение в неоперабельных случаях. Через что? Через иммунитет, который связан с мозгом.
Как вернуть вкус и запах?
«Полная или частичная утеря вкусовых ощущений, вплоть до отвращения к продуктам, — одно из проявлений постковидного синдрома. Это может длиться месяцами, — рассказывает президент Научного общества гастроэнтерологов России, д. м. н., профессор Леонид Лазебник. — Причина — поражение вирусом вкусовых и обонятельных рецепторов или ядер головного мозга.
В помощь — врачи и самолечение. Второе заключается в тренинге восстановления вкусовых ощущений. Положите в рот кусочек любимого продукта и тщательно, долго разжёвывайте, мысленно восстанавливая его вкус. Главное — не торопите события. Вкусовые ощущения — одна из функций нашей нервной системы, на восстановление которой требуется время».
Более радикальную процедуру — ольфакторный тренинг — применяют для реконструкции нейронной связи и активации обонятельных рецепторов. Необходимо выбрать не менее пяти сильных ароматов (кофе, чеснока, мяты, ароматических масел, ванили, цитрусов и пр.) и нюхать каждый ингредиент по 10–20 секунд не реже 2 раз в день.
Как вычислить фиброз?
«Фиброз – замещение лёгочной ткани соединительной – может развиться у пациентов, у которых коронавирус вызвал серьёзное поражение лёгких (более 40%), а к вирусной инфекции присоединилась вторичная бактериальная, – говорит врач-терапевт, пульмонолог, ассистент Института клинической медицины Первого МГМУ Сеченова к. м. н. Владимир Бекетов. – Поскольку соединительная ткань состоит из коллагеновых и эластиновых волокон, она не в состоянии обеспечить полноценный газообмен, что может привести к развитию хронической дыхательной недостаточности.
Фиброз выдают одышка и покашливание, усиливающееся при физической нагрузке, а также учащённое сердцебиение в покое. Если такие симптомы не проходят длительное время, рекомендуется регулярная диагностика на пульсоксиметре. Если его показатели не превышают 95% – следует обратиться к врачу
Пациентам, перенёсшим болезнь в особо тяжёлой форме, с большим объёмом поражения лёгких, рекомендуется отслеживать состояние с помощью КТ-исследований в течение 6 месяцев после выздоровления».
Кому нужно обязательно проверить здоровье?
Проблемы со здоровьем могут возникнуть даже у тех, у кого болезнь протекала в лёгкой форме, и проявиться не сразу, а спустя месяцы после выздоровления.
– Учёными было проанализировано 203 патологических симптома, которые могут входить в понятие «ковидный хвост», – объясняет доктор медицинских наук Алексей Березников. – Пациенты с хроническими заболеваниями – самая уязвимая группа. Ведь любая инфекция – это стресс, способный привести к обострению патологий. А коронавирус – стресс очень тяжёлый. Среди всех хронических заболеваний наиболее опасны в сочетании с COVID-19 болезни лёгких, в частности бронхиальная астма, сахарный диабет, онкологические и аутоиммунные патологии. В повышенной группе риска по тромбозам находятся люди, имеющие хронические заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, избыточным весом, хроническими заболеваниями сердца и сосудов (ИБС, атеросклероз). У этих людей наиболее высок риск скрытого течения фатальных осложнений. Всем переболевшим ковидом положена бесплатная диспансеризация.
Что входит в диспансеризацию:
- осмотр врачом-терапевтом или врачом общей практики;
- измерение сатурации – помогает оценить состояние дыхательной системы;
- спирометрия (или спирография) – помогает оценить функциональное состояние лёгких и бронхов;
- определение концентрации D-димера в крови – выявляет риски тромбообразования;
- общий и биохимический анализы крови – помогают оценить наличие воспалительных процессов в организме пациента, скрытое течение инфекций;
- рентген органов грудной клетки.
При необходимости врач может назначить дополнительные обследования, а также направить к узким специалистам.
Надо ли ехать в санаторий переболевшим?
«Да, если есть такая возможность, — считает президент Национальной курортной ассоциации, академик РАН Александр Разумов. — Особенно нуждаются в реабилитационных программах люди старшего возраста. После санаторно-курортного лечения меньше риск, что у человека разовьются постковидные осложнения: депрессия, бессонница, хроническая усталость, нарушения в работе различных органов. В санатории есть тест-системы (на основе анализов крови и другие), которые позволяют определить, насколько улучшилось здоровье пациента. Курс восстановительного лечения, как правило, длится не менее 12 дней. Мы могли избежать многих последствий коронавирусной инфекции, если бы с начала пандемии по максимуму использовали возможности санаториев.
Сегодня практически все известные санаторно-курортные организации оказывают постковидное восстановительное реабилитационное лечение. Наиболее разработанные программы есть у санаториев Кавминвод, курортов Башкирии, Белокурихи в Алтайском крае, курортного района Санкт-Петербурга, санаториев Московской, Воронежской, Липецкой областей».
Какие осложнения бывают у детей?
«Самое опасное осложнение коронавирусной инфекции у детей – мультисистемный воспалительный синдром (МВС), – рассказывает врач-инфекционист, кандидат медицинских наук Андрей Поздняков. – Вероятнее всего, МВС у детей – это некий вариант цитокинового шторма (осложнения у взрослых), но проявляющийся не во время, а через 1–4 недели после перенесённого заболевания. Чаще всего сам COVID-19 у таких детей протекал в лёгкой или даже субклинической форме. Проявляется МВС плохо снимаемой препаратами лихорадкой, сыпью (конъюнктивитом, изменениями на слизистых рта, воспалением каймы губ – хейлитом), увеличением лимфоузлов, желудочно-кишечными расстройствами, снижением артериального давления (вплоть до проявления шока), нарушениями работы сердца».