Дети с удовольствием выбирают себе одежду, причёсываются и чистят зубы. Этот интерес легко прослеживается в играх девочек с куклами – посмотрите, как искренне они ухаживают за ними, кормят и заплетают косы. И всем известная игра детей в доктора – не что иное, как желание изучить своё тело. Нам остаётся лишь направить интерес детей в нужное русло.
Наши цели
Каждый день наши дети наблюдают за нами. И, хотим мы этого или нет, запоминают последовательность действий, из которых состоит режим дня. Мы встаём, идём в душ, одеваемся, выходим на улицу, а вернувшись, обязательно моем руки… Важно, чтобы ребёнок мог наблюдать эту последовательность и соблюдать её вместе с вами.
При этом вам, как родителям, нужно будет заложить у детей хорошие привычки и развить у них навыки самообслуживания.
Как их достичь?
Поощряйте все попытки ребёнка заботиться о себе: «Какой ты молодец, что помыл ножки!» И в то же время пресекайте все проявления халатного отношения к гигиене. Например, многие дети могут поднять с пола упавший кусок бутерброда и отправить его в рот. Объясните, почему так делать нельзя и чем вредны нашему организму болезнетворные микробы.
Примерно с трёхлетнего возраста ребёнка можно приучать к самостоятельной гигиене после опорожнения кишечника. Сначала следите за малышом, хвалите его, когда он всё сделает правильно.
Покажите ребёнку в детской энциклопедии, как устроен наш организм, какие функции выполняют те или иные его системы. Расскажите, для чего нам «служат» кости, мышцы, как работают лёгкие… Поясните, что всё это «богатство» нужно беречь. Кстати, некоторые родители вырезают и вешают тематические карточки на холодильник или игровую доску ребёнка – так лучше проходит запоминание.
Обязательно (!) делайте с малышом зарядку, рассказывая, на какую часть тела сейчас идёт нагрузка. Так он быстрее поймёт и ощутит тело в работе.
Когда ваш малыш принимает пищу, рассказывайте ему, чем тот или иной продукт полезен. Например, в молоке много кальция, который укрепляет кости, а мясо нам нужно для поддержания уровня железа. Кстати, возникает вопрос: «Какого железа? Где оно у нас находится и за что отвечает?» Расскажите и об этом. А потом можно поиграть в «Полезный ресторан» – ребёнок сам составит меню из полезных блюд и будет вас угощать.
На практике
Выберите время и устройте малышу настоящее практическое занятие.
- Покажите ему, как прощупать у себя сердцебиение, приложив руку к левой груди. Пусть послушает и ваше сердце – у мамы ведь оно тоже есть!
- Покажите малышу, где находятся кости, прощупав его руки и ноги. А если свернуться калачиком, можно «уловить» нахождение позвоночника.
- Встаньте перед зеркалом и улыбнитесь. Пусть сын или дочка увидят, как работают у нас мышцы лица и где у нас зубы. Кстати, ближе к школе не забудьте объяснить, что первые – молочные – зубы выпадают, но на их месте вырастают постоянные, которые нужно беречь. Покажите, как их правильно чистить.
- На примере простой бельевой резинки можно показать ребёнку, как растягиваются и двигаются мышцы в нашем теле.
- Исследуйте с малышом и кожный покров. Покажите, что на каких-то участках тела кожа у нас нежная и чувствительная, а где-то – более грубая. Кожа должна «дышать», не переохлаждаться, не пересыхать на солнышке. Ведь это «одежда» нашего тела и мы должны её беречь!
- Особое внимание уделите нашим чувствам: осязанию, обонянию, слуху, зрению, вкусу. Поиграйте в «экспериментальную лабораторию»! Дети будут счастливы! Кстати, заодно так можно «вычислить», какой из органов чувств у вашего ребёнка развит лучше, и понять, в какой форме до малыша лучше доносить информацию.
- Не расстраивайтесь, если ребёнок не сразу добьётся успеха в уходе за собой. Главное, начать, остальное – дело времени!
Личное мнение
Александр Адабашьян:
– Думаю, что ребёнка к чему угодно можно приучить только собственным примером. Если он будет видеть, с какой частотой родители моют руки, что мама и папа всегда чисто одеты, то опрятность и чистота будут совершенно естественным его состоянием.