Маяковский писал стихи с такой странной пунктуацией, которую исследователи его творчества деликатно называют «авторской». У Тома Круза были большие проблемы с учебой, преподаватели считали его либо лентяем, либо откровенно недалеким из-за того, что он очень плохо читал. Даже ныне царствующий король Швеции Карл XVI Густав Бернадотт был вынужден учиться по специальной программе, а его дочь и наследная принцесса Виктория подвергалась оскорблениям со стороны одноклассников, потому что не могла прочитать вслух ни одного текста.
Никто из них не был и не является лентяем: все эти люди страдали или страдают дислексией, то есть нарушением способности читать и писать. Дислексия не делает разницы между королями и обычными людьми, гражданами разных стран или людьми разных национальностей. Нарушения эти возникают из-за генетических особенностей и распространены гораздо больше, чем кажется. Миллионам людей людей во всем мире ставили или могли бы поставить диагноз «дислексия». Но при этом детям с дислексией часто приходится переживать оскорбления или даже издевательства со стороны одноклассников. Вместе с родителями им придется многое пережить в процессе учебы.
— Дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора, проще говоря, неспособность к правильному и быстрому распознаванию слов, — рассказывает Светлана Шишкова, кандидат наук, нейропсихолог, руководитель Научно-практического центра, автор пособия по обучению чтению детей с дислексией. — По статистике дислексией (в большей или меньшей степени) страдает каждый десятый человек в мире. Проблема чаще всего обнаруживается в начальной школе. Такие дети с трудом обучаются читать и писать. Они меняют буквы и цифры местами, читают задом наперед и пишут буквы зеркально (в обратную сторону). Труднее всего им дается пересказ текста (типичное задание в начальной школе). Таких детей в школе называют «неорганизованными»: «взять себя в руки», собраться, сосредоточиться им очень непросто. Диагностировать дислексию может только психолог или логопед.
Если у ребенка была диагностирована дислексия, ему потребуется обучение по специальным программам, то есть индивидуальные занятия. Ранняя диагностика дислексии — благо. Чем раньше ребенок начнет заниматься, тем больше вероятность того, что у него не возникнет проблем с учебой и общением.
Суть занятий — тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Для этого специалисты используют речевые игры, разрезают буквы и просят ребенка собрать их. Таким детям хорошо помогает магнитная азбука для складывания слов. Детей учат произносить звуки и объясняют, каким буквам при письме они соответствуют.
Родителям дислектика нужно запастись терпением: заниматься придется долго и регулярно. Только в этом случае малыш сможет пополнить ряды гениев-дислектиков.
Что должно насторожить?
- Зеркальное написание букв: «я», «ю», «з» ребенок-дислектик пишет в обратную сторону.
- Ребенок читает слова задом наперед и пишет числа, переставляя знаки. Например, вместо «20» пишет «02».
- Не может пересказать простейший текст.
- «Зависает» над каждым заданием.
- С трудом запоминает стихи.
Возможна ли профилактика дислексии?
Единого мнения среди специалистов нет. В трудных случаях это вряд ли поможет. Но такие занятия вреда точно не принесут:
- Больше разговаривайте с ребенком.
- Вызывайте его на диалог, просите рассказать, как прошла прогулка, сколько ребят было на площадке, кто и во что был одет.
- Развивайте мелкую моторику, складывайте с ним пазлы, мозаику, конструктор.
- Купите магнитную азбуку и просите его составить простейшие слова.
- Рисуйте, лепите, вырезайте буквы из бумаги.
- Учите наизусть стихи.