В Отраслевом союзе развития социального питания объясняют, что «несъедаемость» продуктов — это проблема всех социальных учреждений страны. Их почти 100 тыс., и учатся в них или проходят лечение свыше 25 млн человек.
Вопросам качества социального питания особое внимание уделили на наблюдательном совете Агентства стратегических инициатив (АСИ) в декабре прошлого года. Тогда президент поручил создать условия для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры, обеспечивающей производство питания высокого качества во всех соцучреждениях.
«Долгое время в этой сфере отсутствовал системный и комплексный подход. Ситуация кардинально изменилась в 2020 году, когда по инициативе президента России всех учащихся начальной школы стали обеспечивать бесплатным горячим питанием за счёт средств федерального бюджета, — пояснил заместитель директора Отраслевого союза развития социального питания Вадим Родиков. — Уже через год во всех регионах страны в полный рост встала проблема состояния материально-технической базы».
Опрос, который отраслевой союз провёл совместно с АСИ во всех 85 регионах страны, показал, что в большинстве из них нет современных высокотехнологичных комбинатов питания и производственно-логистических комплексов, способных поставлять качественную продукцию в школы, детские сады, больницы и другие соцучреждения. А у тех, что действуют, отсутствуют лаборатории, чтобы обеспечить должный контроль качества и безопасности продуктов, получаемых от поставщиков.
По оценкам союза, на переоснащение столовых необходимо более 200 млрд рублей, причём решать этот вопрос неотложно нужно в четверти учреждений. Остро стоит задача своевременного техобслуживания, планового ремонта и замены оборудования.
«По поручению президента мы формируем предложения по изменению законодательства для апробации новых подходов к реформе отрасли, привлечения инвестиций в неё. Анализируем, какие механизмы уже используются, какие практики в системе социального питания есть в регионах, за счёт каких ресурсов модернизируются комбинаты питания», — рассказала гендиректор АСИ Светлана Чупшева.
По её словам, решением проблемы могут стать долгосрочные контракты, концессионные соглашения, договоры государственно-частного партнёрства и офсетные контракты (когда инвестор вкладывается в производство, а власти гарантируют, что будут покупать его продукцию в течение определённого срока).
В нескольких регионах есть успешные примеры. Например, в Башкирии внедрили стандарт школьного питания, ввели типовые трёхлетние контракты, разработали механизмы оценки исполнения их условий, создали единое двухнедельное меню, в составлении которого участвуют родители. В итоге количество детей, питающихся в школьных столовых, увеличилось на 10%. А в Татарстане ещё в 2019 г. заключили концессионное соглашение на 10 лет для обеспечения питанием пациентов учреждений здравоохранения.